Леонид ТИХОМИРОВ

Музыкант, певец, автор песен, актёр театра и кино, литератор, журналист,
фотохудожник, а по диплому ещё и океанолог, Леонид Тихомиров с середины
60-х играл заметную роль в петербургской культуре, оставаясь при этом не
связанным ни жанровыми рамками, ни клановыми интересами, и сумев при этом
пронести сквозь время верность своей первой и главной любви: рок-н-роллу
как таковому и, в первую очередь, творчеству THE BEATLES.
Он родился 11 ноября 1948 в Ленинграде в семье, не имевшей отношения к
миру искусства, детство и юность провёл в бараках и коммуналках, к музыке
обратился сравнительно поздно, после того, как в старших классах услышал
песни битлов, а одноклассник показал пару основных аккордов на гитаре,
купленной родителями.
Летом 1966 Леонид поступил на географический факультет Университета, а
год спустя, во время учебной практики в Карелии, собрал с соучениками
свою первую группу, которая к осени утрясла состав, взяла имя
ГИМНАЗИЯ,
за следующие четыре года добилась популярности не только в стенах ЛГУ,
но и в масштабах города, свела дружбу с главным битлзфаном Питера Колей
Васиным и с его подачи вступила в Поп-федерацию - первое неформальное
объединение рок-музыкантов. Кроме того летом 1970 с экспедицией на судне
"Персей 3" Тихомиров впервые проник за Железный Занавес: в канадский
порт Сент-Джонс.
Получив диплом, музыкант на два года отправился в Калининград: отдавать
долг Родине лейтенантом артиллерийской разведки. Тяжёлый армейский опыт
ещё больше укрепил его в неприятии советской идеологии, и по возвращении
домой осенью 1973 он начал задумываться о том, чтобы покинуть страну.
Предпринятая тогда же попытка развить идеи
ГИМНАЗИИ в трио
ЛЮБОВЬ успеха
не имела: соученик и близкий друг Леонида Валера Черкасов к тому времени
подружился с наркотиками и из рок-н-ролла выпал.
В конце зимы 1974 на пути Тихомирова встретился приехавший в Питер по
обмену студент-американец, бывший военный переводчик, поклонник джаза и
флейтист-любитель Ричард Мейер. Между ними возникла дружба, вылившаяся в
рождение акустической по преимуществу группы
ZA, в которой к ним вскоре
присоединились несостоявшийся барабанщик
ЛЮБВИ Коля Зарубин и ещё один
студент геофака Слава Евтеев - они вместе дебютировали в школьной группе,
после чего Евтеев собрал на геофаке свои
СТЕНОБИТНЫЕ МАШИНЫ.
До возвращения Ричарда в США
ZA успели дать несколько нешумных концертов
и записать на кассетный магнитофон Phillips свой дебютный альбом "Победа
ZA", в известной мере предвосхитивший и акустические опыты
АКВАРИУМА (его
музыканты участвовали в записи пары номеров), и сам жанр рок-акустики как
таковой. В 1974-1976 петербургская фракция
ZA регулярно играла на танцах
в курортном посёлке Лахта, после чего незаметно распалась.
Между тем, записывая второй альбом
ZA "Подарок для флейты", Лёня свёл
знакомство с молодым режиссёром, учеником великого Георгия Товстоногова
Эриком Горошевским. Он вынашивал планы обновления театральных традиций и
создания своей студии. Среди потенциальных актёров числились участники
АКВАРИУМА, а музыкальное сопровождение
обеспечивали скрипач Владимир Диканский и пианист Сергей
Курёхин
(экс-БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ и
ГОЛЬФСТРИМ). Весной 1975 студия "Радуга" начала жизнь в торговом центре
на пр. Славы, дебютировав спектаклем "Невский проспект" по повести Гоголя.
Тихомиров вошёл в спектакль как актёр и музыкант, исполняя песню
Диканского на стихи Мандельштама.
В июле в Доме архитекторов состоялась премьера спектакля "Сид" по пьесе
Пьера Корнеля, где музыкальная составляющая была ещё важнее. Для него-то
Тихомиров и взял песню "Над небом голубым", которую до него исполнял
Алексей
Хвостенко. Не зная оригинала, Леонид сам соединил стихотворение
Андрея Волохонского и мелодию с альбома "Лютневая музыка" в исполнении
Владимира Вавилова (композитором был указан итальянский классик Франческо
да Милано, но четверть века спустя дотошные историки рока выяснили, что
подлинным автором "Сюиты для лютни" был сам Вавилов). Звучала в спектакле
также музыка
ZA, американского гитариста Лео Коттке и импровизации.
Вскоре Горошевский уехал ставить дипломный спектакль на Урал. Без него
деятельность студии заглохла и возродилась только годы спустя. Тихомиров
усиленно занимался вокалом, в январе 1976 принял участие в "Музыкальных
средах" музыковеда Абрама Юсфина в Доме композиторов, где с помощью Дюши
Романова и Сергея
Курёхина исполнил несколько своих сочинений, а в марте
неожиданно для себя поступил в хор Театра музыкальной комедии.
С 1972 Театр музкомедии возглавлял талантливый режиссёр (и тоже ученик
Товстоногова) Владимир Воробьёв, который стремился приблизить репертуар
к современности и был открыт к экспериментам. В известном смысле именно
Воробьёв первым в нашей стране от классической оперетты перешёл к жанру
мюзикла. Дебют Тихомирова на театральных подмостках состоялся во время
выездного спектакля "Баядера" в Кронштадте. Позднее из хора он перешёл
в актёры.
"Моё время было заполнено до предела, - вспоминал Лёня позже, - работы
в театре было очень много, иногда по тридцать спектаклей в месяц, а в
перерывах я бегал в школу, где кроме вокала были занятия по теории,
класс фортепьяно, хор и так далее". Летом 1978 вместе с актрисой театра
Валентиной Кособуцкой он записал на радио несколько песен, включая "Над
небом голубым" и первый хит
ZA "Shule Aroon", совместив народную музыку
со стихами Роберта Бёрнса.
Первый сценический успех Тихомирова был связан с музыкальным спектаклем
"Трудно быть сержантом" - по мотивам повести американца Мэка Хаймена "No
Time for Sergeants" (1954). Для участия в постановке Воробьёв пригласил
на работу ряд музыкантов во главе с бас-гитаристом
ЛИРЫ Юрием Крыловым,
вскоре превратившихся в группу
БОТФОРТЫ. Со стороны театра в её состав
влились сам Тихомиров, певица Елена Дриацкая
(экс-ПЕТРУШКА) и пианист
Михаил Васильев. Премьера "Сержанта" состоялась в декабре 1981.
Помимо того, в театре Лёня переиграл множество ролей: в спектаклях "Моя
прекрасная леди", "Труффальдино", "Старик Хоттабыч", "Ящерица" и т.д.
Ещё одним хитом репертуара Театра музкомедии стал спектакль по рассказу
фантаста Роберта Шекли "Ордер на убийство" (декабрь 1983), для которого
поэт Борис Гершт с помощью Тихомирова написал русские тексты к двадцати
пяти песням THE BEATLES, прозвучавших в исполнении
БОТФОРТОВ. Эксперимент
одобрил даже ревностно относившийся к наследию битлов Коля
Васин.
С ослаблением идеологического диктата битловские дни рождения, которые
Васин с друзьями начали отмечать ещё в 60-х, перестали быть подпольными
и вышли на сцены больших залов. Тихомиров участвовал в них всегда - как
соло, так и в каких-то спонтанно складывавшихся составах.
В апреле 1987 он вышел на сцену ДК Железнодорожников на концерте к
Дню рождения рок-н-ролла, где к нему присоединился коллега по театру
Александр Чурсин (в прошлом певец и гитарист группы
КРОМАНЬОНЦЫ). 25
октября того же года во Дворца Молодёжи в рамках ретро-программы
"Рок - мой рок", прошедшей под эгидой рок-журнала РИО, после долгого
перерыва собралась группа
ZA. Кстати, и сам Леонид активно сотрудничал
с РИО, публикуя репортажи с битловских праздников и свои мемуары.
Ещё в 1982 Лёня Тихомиров снялся в небольшой роли трёхсерийного фильма
Воробьёва "Остров сокровищ". Позднее его фильмографию пополнили картины
"Чужая жена и муж под кроватью" (1984), "Музыкальные игры" (1989), где
Леонид снова пересёкся с Сергеем
Курёхиным, "Сирано де Бержерак" (1989),
"Злая судьба" (1996), поставленная первым звукооператором
АКВАРИУМА, а
позже режиссёром Валерием Обогреловым, и две серии "Русских страшилок"
(2003) Юрия Мамина.

В мае 1990, через шестнадцать лет после первых импровизированных сессий
звукозаписи
ZA, в Питере снова появился Ричард Мейер. Его приезд совпал
с последним представлением "Сержанта", и он вышел на подмостки с Лёней
Тихомировым, подыграв ему на флейте. С тех пор общение между российской
и американской частями группы активизировалось, а её дискографию начали
пополнять новые записи. Тихомиров вскоре после этого уволился из театра
(годом раньше его покинул и сам Владимир Воробьёв), с головой окунувшись
в бурлящую музыкальную жизнь.
40-летие Джона Леннона в октябре 1990 Лёня встретил в Ливерпуле. Днём
раньше он выступил в прямом эфире радиопередачи Севы
Новгородцева на BBC,
по возвращении домой совершил кортокое турне по России, а в мае-июне 1991
ZA в составе Мейера и Тихомирова выступили на юбилейном XX фолк-фестивале
в Керрвилле, Техас.

В мае 1992 трое старых знакомых: Леонид Тихомиров
(ZA), Джордж
Гуницкий
(АКВАРИУМ) и Владимир
Рекшан
(САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) учредили Транснациональный
Джинсовый Конгресс, под маркой которого в течении следующих нескольких
месяцев проходили различные акции, концерты и фестиваль, а также вышел
номер специальной газеты. К сожалению, этот проект, как и многие другие
смелые замыслы начала 90-х, не выдержал столкновения с реальностью и
потонул в технических вопросах и персональных амбициях.
Решив отметить двадцатилетие
ZA, в середине 90-х Лёня и Ричард засели за
мемуары. Осенью 1995 их книга "Shule Aroon. Милый путник" увидела свет
на русском, а чуть позже и на английском (под названием "Ruined Shoes").
В 1998 Лёня Тихомиров опубликовал вторую книгу: сборник рассказов в стиле
альтернативной истории "Гонки на лафетах". В 90-х он завершил театральную
карьеру и вернулся на родной географический факультет. Тихомиров, кстати,
является автором официального гимна Университета.

На рубеже третьего тысячелетия состоялось его знакомство с группой
ЗАЧЕМ,
учениками его коллеги по
ZA Владислава Евтеева. 16 октября 2003 Тихомиров и
ЗАЧЕМ дали совместный концерт в книжном магазине "Англия", а позже ещё
не раз делили сцену, в частности, у
МИТЬКОВ и на битловских праздниках. В 2008
ZA дуэтом дали совместный концерт в Таллине, а 19 апреля 2013 Лёня
Тихомиров выступил вместе с первой группой Джона Леннона и Пола Маккартни
THE QUARRYMEN, аккомпанируя себе в стиле скиффл на стиральной
доске.
Ещё одним увлечением, которому Тихомиров, патриот как любимого города,
так и родного района, смог уделять больше вниманимя лишь после выхода на
пенсию, оказалось краеведение. Его первым шагом на новой для себя стезе
стало исчерпывающе полное исследование монументальных работ своей малой
родины "Памятники Васильевского острова" (2014), вышедшее в издательстве
"Петрополис".
Андрей Бурлака