Ростислав "Ростик" ПАНФИЛОВ

Один из незаметных героев питерского рока 70-х, Ростислав Панфилов успел
оставить следы в культовых группах эпохи, и хотя отрезок времени, который
оказался для него по-настоящему звёздным, оказался не столь долгим, в его
биографии как до, так и после, есть немало ярких и достойных упоминания в
истории страниц.
Ростислав (для друзей "Ростик", в армейские годы аж "Генерал") Панфилов
родился 3 августа 1950 в Ленинграде. Поп-музыкой как и большинство его
сверстников заинтересовался подростком, играть начал в школьных группах,
самостоятельно освоив гитару, бас, а потом губную гармонику. Формального
музыкального образования не получил, но схватывал всё на лету и даже мог
читать ноты. Ростику импонировала философия хиппи, поэтому годы юности
он провёл в компаниях юных нонконформистов, слушая альбомы героев рока и
пытаясь исполнять их, аккомпанируя себе на всём, от акустической гитары
до "хипповых" дудочек.
Осенью 1970 Панфилова призвали в армию. Как ни странно, служить он попал
в Группу Советских Войск в Германии, в части, расквартированной в городке
Ютербог близ Бранденбурга и быстро свёл знакомство с такими же молодыми
меломанами, среди которых был его питерский земляк Олег Абрамов, до армии
собравший популярные в масштабах района группы
КАРАВЕЛЛА и
ПРАВЕДНИКИ. Не
удивительно, что обоих определили в местный оркестр.
Вскоре в Ютербоге возникла рок-группа
СТРАННИКИ, объединившая рядовых,
призванных из разных регионов Советского Союза. Пел в ней Игорь Баранов,
на барабанах играл некий Фарид, Абрамов снова взялся за бас, Панфилов в
оркестре числился кларнетистом, а в
СТРАННИКАХ играл на гитаре и губной
гармошке. Иногда они с Абрамовым менялись: Ростик брал в руки бас, а Олег
гитару.

Позже Панфилов по своей инициативе начал осваивать тенор-саксофон, а на
втором году службы взял в руки флейту. Правда, близкое знакомство с этим
инструментом состоялось уже на гражданке.
Вернувшись в Питер, Абрамов с Панфиловым пытались собрать группу и одно
время репетировали на квартире последнего на пр. Шверника (ныне снова 2-й
Муринский), но особых идей ни у кого из них не было, и проект потихоньку
угас. Ростика пригласили в кафе "Ровесник" на Выборгской стороне - там
трудился крепкий состав с джазовым прошлым - а в августе 1974 он попал в
едва ли не самую популярную на тот момент группу Питера,
БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ, где
играл на тенор-саксофоне, флейте и пел бэк-вокал.

До этого её лидер Коля
Корзинин с Панфиловым не встречался. Кандидатуру
его, судя по всему, ему порекомендовали именно в "Ровеснике". Как раз, в
то время группа переехала из клуба Водокачки в спальный корпус интерната
N 20 и радикально обновила состав, имея целью не только участвовать в
сэйшенах, но и работать регулярно. В 1974-1976
БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ
озвучивал танцы в Левашово, Пушкине, Понтонной, принимал участие в одной
из "Музыкальных Сред" в Доме Композиторов, дал сольный концерт в Таллине
и полгода отработал в Сибири как ВИА
ЕНИСЕЙСКИЕ ЗОРИ.
В августе 1976 часть
КОЛОКОЛА отправилась играть на лыжную базу у
горы Чегет, но Панфилов снова надолго покидать Питер не захотел, устроившись в
очередное кафе, где встретился с обломками
МИФОВ,
и в феврале 1977 вместе с ними влился в супергруппу
ВОСКРЕСЕНИЕ, которую собрал
певец, гитарист и автор песен Юрий
Ильченко. Увы, через полгода
она распалась.
Ещё один неожиданный поворот судьбы летом 1978 привёл Ростика Панфилова
в состав ВИА
НЕВСКИЙ АККОРД при Ленинградской областной филармонии. Среди
его участников были блестящий гитарист Александр
Ляпин
(экс-НУ ПОГОДИ!) и
сильный барабанщик Женя Павлов
(БАРОККО,
РОССИЯНЕ). Несколько месяцев
спустя на базе
НЕВСКОГО АККОРДА был создан ВИА
КРОНВЕРК, но Панфилов там не
задержался: в сентябре 1979 он встретился со своим армейским другом
Олегом Абрамовым в клубе военного училища им. Дзержинского. Там состояли
также певец Андрей Стрекалов и автор-исполнитель Мирослав Савин.

Далее в его послужном списке значились в-основном группы из общепита и
гостиниц города. Осень 1980 он отработал в кафе "Белые Ночи", откуда
Абрамов позвал его в ресторан "Север", но через год они опять разошлись,
и Ростик попал в привокзальный ресторан станции Ораниенбаум (Ломоносов).
В середине 80-х его таланты находили применение в гостинице "Турист",
ресторанах "Нева", "Океан" и, наконец, в интуристовской "Европейской",
где с ним работали, в частности, те же Савин, Стрекалов и клавишник
ТАМБУРИНА Максим Логвинов.
Антиалкогольная кампания тех лет выкосила не только элитные виноградники
Крыма и Кавказа, но и музыкальную индустрию системы общепита. Потеряв
возможность зарабатывать, многие музыканты зачехлили инструменты, перейдя
в другие сферы деятельности. Ростик Панфилов совсем с музыкой не завязал,
но вместе с молодёжью начал играть на улице (он сам называл это "работать
на кепке").
Как ни странно, бум питерского рока, участие в котором принимали многие
его друзья и бывшие коллеги, обошёл Панфилова стороной: то ли не звали,
то ли он сам не стремился освежить контакты и поискать себе место в новой
жизни. В 90-х он прекратил выступать, но открыл для себя народную музыку
и начал самостоятельно строить инструменты, в частности, гусли. В конце
десятилетия он перебрался в сельскую местность, продолжая работать вдали
от городского шума.
Андрей Бурлака