ЭЛЬФЫ

В годы тотального идеологического контроля шансов работать по профессии,
то есть, зарабатывать на жизнь именно музыкой, у тех, кто пел или умел
играть на инструментах и видел себя на сцене, было немного: либо ВИА при
филармонии, либо общепит, но и там, и там шансов исполнять, что хотелось,
было немного. Тем не менее, лазейки, позволявшие обойти эти ограничения,
находились. В Питере и его пригородах такие лазейки давали парки, музеи
и пансионаты, где тоже была нужна живая музыка.
Павловский дворец (как и сам город, названный в честь императора Павла I)
был заложен 25 мая 1782. Руководил работами шотландский архитектор Чарльз
Кэмерон. Его дело продолжил итальянец Винченцо Бренна. Во время Великой
Отечественной войны дворец сильно пострадал - там шли ожесточённые бои -
но сразу после освобождения началась реставрация, и в 1956 появились
первые посетители.
Очень много для сохранения, реставрации и развития дворцового комплекса
сделала его директриса Анна Ивановна Зеленова. С середины 60-х на втором
этаже дворца открылась база отдыха, а кроме того, он служил однодневным
пансионатом. Во дворе была открыта эстрада-ракушка, куда массовый отдел
приглашал музыкантов, чтобы развлекать отдыхающих, а заодно и жителей
Павловска. Во второй половине 60-х там регулярно выступал джаз-оркестр
Израиля Атласа. Штатное расписание было сделано под него.
В 1970 реставрация, в-основном, закончилась, и дворец открыли. Тогда же
сменилось и музыкальное сопровождение. В декабре 1970 композитор Эдуард
Сломчинский (Анатолий
Королёв пел его "Этого мне только не хватало" и
"Любовь и Поклонная гора", Валерий
Ободзинский "Дом за углом" и т.д.),
который ощущал, что вкусы молодёжи изменились, поэтому пробовал работать
с ВИА
МЕЧТАТЕЛИ и
НЕВСКИЕ ГИТАРЫ, устроил туда группу
ГОЛУБЫЕ РИТМЫ. Это
заметно оживило атмосферу танцевальных вечеров.
Правда, с официальным оформлением на работу возникли сложности, поэтому
отыграв там до лета, Сломчинский, забрав половину музыкантов, перешёл в
областную филармонию, взяв имя
КАРАВЕЛЛА, а оставшиеся трое участников,
стали основой новой группы.
Вот она-то не сразу, но надолго стала известна как ЭЛЬФЫ. Поначалу в её
состав вошли
ГОЛУБЫЕ РИТМЫ Евгений Богданов, ф-но, вокал, который был
студентом музыкального училища при Консерватории и умел аранжировать,
бас-гитарист Геннадий Девлет-Кильдеев и барабанщик Юрий Перепёлкин, а их
гитаристом стал начинавший с ними, но загремевший в армию и служивший в
Польше Юрий Иванов.
Они начали играть на танцах, исполняя всё, что там требовалось, т.е. от
хитов THE BEATLES до дворовых баллад и текущей эстрады. Вскоре их новым
музруком стал студент Консерватории клавишник Юрий Васильев, приехавший
в Питер из Ферганы. Вместе с ним пришёл его соученик Марат Ишмухаметов,
тенор-саксофон и кларнет.
Той же осенью в группе начались неизбежные перемены. Юра Иванов, который
быстро развивался как музыкант, искал более интересное для себя место и
ушёл (а позже всплыл в
ПОЮЩИХ ГИТАРАХ). Гитаристом стал Виктор Ямашкин.
Потом ушёл в учёбу Девлет-Кильдеев. За него на басу недолго играл и пел
Владимир Зарайский из
НУ ПОГОДИ! Перепёлкина за барабанами какое-то время
подменял Владимир Кувалдин, который тогда играл в
КАРАВЕЛЛЕ (а до этого с
ФЛАМИНГО). В начале 1972 Зарайского сменил Анатолий Тишаев.
Васильев стремился сделать звучание группы более современным, интересным
и богатым, а это требовало расширения состава. Так весной 1972 в группе
появился Олег Горбатюк, альт-саксофон, пианистом и аранжировщиком стал на
время Альгис Паулавичус из
ПОЮЩИХ ГИТАР, клавишником Сахават Сахаватов,
на барабанах некоторое время играл Олег (фамилия уточняется). Как раз, в
то время барабаны и украсила надпись ЭЛЬФЫ. Название предложил - будучи
ветераном группы - Юра Перепёлкин, кстати, оформленный в штате дворца
саксофонистом!
Осенью 1972 Ямашкина на гитаре сменил Владимир Карагедов. Тогда же состав
усилил трубач Сергей Пономарёв. В феврале 1973 на место Тишаева (который
стал звукорежиссёром ресторана при гостинице "Советская") по приглашению
Васильева пришёл Александр "Man" Маслов. Он позже вспоминал: "В техникуме
я играл на басу в группе
ДИЕЗ и был знаком с Женей Богдановым. Наверное,
поэтому после окончания меня взяли, хотя мне светила армия".
Он, действительно, отыграл всего пару месяцев и отбыл служить на Север, а
его место в апреле занял Александр Легков
(экс-БЕЛЫЕ МАКИ), гитара, бас,
вокал. "В составе тогда было семь человек, - рассказывал он, - мы делали
двухголосие. Пели кое-что из CHICAGO, исполняли обработки Баха в версиях
словацкой арт-рок группы COLLEGIUM MUSICUM, кроме того, много CREEDENCE,
DEEP PURPLE, Dave CLARK FIVE, свои песни. В этом плане более интересной
казалась летняя эстрада - там всё было демократично. Жаль, потом она
сгорела".
Паулавичус, Горбатюк и Тишаев в 1974 встретились в составе интересной по
музыке группы
ДЖАЗ-КОМФОРТ, которая тоже работала в "Советской" и играла
джаз-рок в собственных аранжировках, откуда Горбатюк ушёл в ВИА
КАЛИНКА.
Легков перешёл на вторую гитару, а бас-гитаристом стал Евгений Черкасов из
ПРИШЕЛЬЦЕВ.
Года полтора группа провела в относительно стабильном состоянии, хотя
к ней иногда присоединялись вокалисты: Галина Малкиель
(экс-АЛЬБАТРОС),
Владимир Костромин, Наталья Слинько, Алёна Виноградова и т.д. В мае 1975
из армии вернулся Саша Маслов - ему достался пост второго гитариста. Его
песни тоже влились в репертуар. Тем же летом Пономарёв ушёл, но появился
музыкально образованный трубач Юрий Латов - он позже даже был худруком,
а также играл в
ДРУЖБЕ, где тоже был худрукм после Жени Броневицкого.
В апреле 1976 группа пережила большую встряску: во
ВРЕМЯ, которое много
лет озвучивало танцы в Белом Зале Пушкина, ушли Легков, Ишмухаметов и
Карагедов, немного позже Юрий Васильев перебрался в
ПЕРЕКРЁСТОК, игравший
на танцах в Сестрорецке, а потом работал в пароходстве, обычно подменяя
кого-то на туристских рейсах. Гитаристом обновлённого состава остался
Саша Маслов. Новобранцами стали студент музучилища Николай Петров, бас,
вокал (до этого играл в училище с Группой Олега Гусева, который позже
создал
АВГУСТ), бойкий композитор-песенник Сергей Касторский
(экс-АПРЕЛЬ,
МЕЛОМАНЫ), ф-но, вокал, Виктор Михайлов, тенор-саксофон, Геннадий Трубин,
тромбон.
В начале 1977 Михайлов ушёл в
ДВЕ РАДУГИ, которые собрали в Сестрорецке
Андрей и Саша Алексеевы
(экс-ГОЛУБЫЕ ДЖИННЫ). Осенью Касторский тоже ушёл
в Белый Зал, а его место занял Марк Миневич, клавишные.
Весной 1978 в составе ЭЛЬФОВ появились трубач Борис Хабибуллин (он сменил
Латова) и пианист Александр Мекинулов (занял место Миневича). Как обычно,
после активного и стабильного лета началась полоса перемен. Осенью Маслов
ушёл в ресторан. Новым гитаристом стал Валерий Бибиченко. Петров пропал
из виду, но на его место из
ДВУХ РАДУГ пришёл универсальный музыкант
Александр Калашников, бас, саксофон, клавишные, вокал. На альт-саксофоне
некоторое время играл и пел третий основатель
ДВУХ РАДУГ Сергей
Золотов
(тогда ушёдший в оркестр Давида Голощёкина).
Времена менялись, но всё же кое-что - в частности, танцевальные вечера во
дворце - оставалось прежним. Менялся разве что репертуар, в котором, как
легко догадаться, то, что было интересно играть музыкантам, соседствовало
с тем, чего ждала от них публика, а ждала она хитов входившего в моду
диско!
В декабре 1979, поработав в общепите, к ЭЛЬФАМ вернулся Маслов. В начале
1980 Трубина пригласили в
ЛЕСНОЙ ПРОСПЕКТ. Когда в апреле из Белого Зала
пришёл Легков, костяк группы составляли Маслов, Черкасов и Перепёлкин. В
духовой секции Александр Дудко (труба) сменил Хабибуллина, Андрей Бутько
(тромбон) Трубина, кроме того, появился преподаватель Института культуры
Игорь Свердлов, альт-саксофон. Звукооператорами группы на протяжение 70-х
были Юрий Недосекин и Геннадий (фамилия уточняется). На трубе какое-то
время играл Юрий Циупчик.
В начале лета 1980 Юра Перепёлкин уволился и перешёл в "Невские Зори".
За него и раньше иногда барабанил Владимир Тимофеев, а потом это место
занял ещё один студент музучилища Владимир Дунин. Летом почти вся группа
разъехалась на каникулы. Их сменили молодые музыканты из училища им.
Римского-Корсакова: Андрей Рябов, гитара, и Владимир Кудрявцев, бас.
Иногда к ним заглядывал тоже игравший у Голощёкина (а до этого вместе с
Курёхиным в
MARDI GRAS) гитарист Александр Пумпян.
Так группа отыграла всё лето. Осенью на соло-гитару вернулся Маслов, а
Легков к тому времени собрал новую группу
СВЕТ и второй раз перебрался в
Белый Зал. В начале 1981 Богданов ушёл в ресторан, а Маслов устроился в
Липецкую филармонию. В составе ЭЛЬФОВ остались Рябов, Кудрявцев, Дунин,
Валерий Сулягин, клавишные, Бутько, Дудко, Свердлов, которого, правда, в
том же году призвали в армию. В том же году клавишником вместо Сулягина
стал Владимир Кушнир
(экс-BLUE SUN).
В той или иной форме ЭЛЬФЫ просуществовали до 1984, когда дискотеки по
всей стране заменили выступления живых исполнителей, а состав группы
давно не имел ничего общего не только с изначальным, но и с тем, что был
в начале 80-х, хотя память о них сохранялась даже в XXI веке. Как раз, в
то время один из основателей ЭЛЬФОВ Юра Перепёлкин вернулся на сцену в
составе много игравших на всех битловских праздниках
НЗ, где встретился
с Сашей Легковым (он позже играл в
ГЛОБУСЕ Золтана
Локкера и
СВЕТЕ) и с
Сашей Масловым.
Многие другие участники тоже остались в музыке, хотя пути их разошлись:
кто-то потом трудился в ресторанах, кто-то в Ленконцерте, а кто-то и в
других филармониях. Сергей Касторский добился успеха как поп-композитор.
Сергей
Золотов и Андрей Рябов сделали карьеру в джазе. Володя Кудрявцев
блеснул в
АКВАРИУМЕ. Володя Кушнир в
РАДИО-РОКЕ и
СЕКРЕТЕ. Гена Трубин в
ПОП-МЕХАНИКЕ. Историю ЭЛЬФОВ зафиксировал один из самых долгоиграющих
участников группы Юрий Перепёлкин, благодаря которому и появился на свет
этот текст. Их записи пока не обнаружены.
Андрей Бурлака
Группу, посвящённую вечерам танцев в Павловском дворце, можно найти по
адресу:
https://vk.com/club14139225