ЭЛЕКТРОСТАНДАРТ
Отличительной чертой питерской арт-рок группы ЭЛЕКТРОСТАНДАРТ был, если
можно так выразиться, музыкальный перфекционизм: во времена Рок-клуба,
когда о настоящем качестве звучания было невозможно даже мечтать, она с
методичностью повышала профессиональный класс своих участников, стремясь
к продуманной законченности аранжировок, экспериментируя с современными
ритмо-мелодическими формулами и используя в качестве текстов образцы
современной европейской поэзии, в то время как злобой дня были манифесты
и антитоталитарные гимны.
Основателем группы стал гитарист и певец Сергей Белолипецкий (р.16.09.54
в Ленинграде). Он дебютировал ещё в 1969 в школьной группе ГАЛАКТИКИ (не
путать с
ГАЛАКТИКОЙ и
ГАЛАКТИК!), а два года спустя собрал популярный в
первой половине 70-х
ГОЛЬФСТРИМ, где вместе с ним в разное время работали
Владимир Новичков и Владимир "Гриня" Грищенко (бас), Сергей
Курёхин
(клавишные), Александр Антонов (вокал) и целая вереница барабанщиков: Лев
Орлов, Геннадий Буганов (позднее
НУ ПОГОДИ!), Александр Ерин (позднее
ВОЗРОЖДЕНИЕ,
БАРОККО), Виктор Гуков
(экс-МИФЫ, позднее
САВОЯРЫ,
БЕЛЫЕ СТРЕЛЫ,
ФОРВАРД), Михаил "Майкл" Кордюков
(экс-БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ,
позднее АКВАРИУМ) и Михаил Золотарёв.
В 1972-1975
ГОЛЬФСТРИМ много играл на сэйшенах, пару лет катался по Союзу
от различных филармоний, в марте 1977, дав в ЛЭТИ прощальный концерт при
участии музыкантов
БОЛЬШОГО ЖЕЛЕЗНОГО КОЛОКОЛА Никиты Зайцева (альт,
гитара) и Николая
Корзинина (барабаны), распался, а Белолипецкий,
Курёхин
и Грищенко вошли в состав джазового комбо саксофониста Анатолия
Вапирова,
откуда Белолипецкий месяц спустя ушёл в популярную джаз-рок группу
ДВЕ РАДУГИ.
Позднее он изредка выступал с собственным бэндом, в 1979-1981 был
участником
АРГОНАВТОВ, а после их распада играл в
ДИЛИЖАНСЕ и
ОРНАМЕНТЕ.
В сентябре 1984 на свет появился ЭЛЕКТРОСТАНДАРТ. Своё имя он получил от
института "Электростандарт", находящегося на площади Победы, хотя никакой
реальной связи между ним и музыкантами не было - по неофициальной версии,
Белолипецкого привлекла "зашифрованная" в названии института аббревиатура
"ЛСД"! В первоначальный состав группы вошли: Сергей Белолипецкий, гитара,
вокал, Дмитрий Анашкин, гитара, Сергей Дмитриев, бас, Михаил Медведев,
клавишные и Игорь Черидник, барабаны. Анашкин до этого недолго играл в
РОК-ШТАТЕ, а Черидник в группе Александра
Соколова
(экс-МАНИЯ).
Дебют группы состоялся лишь год спустя, 23 ноября 1985 на сцене Рок-клуба
и показал, что ЭЛЕКТРОСТАНДАРТ тяготеет к сложной, продуманной музыке с
элементами арт-рока, фьюжн и новой волны. В феврале следующего года в его
рядах произошли первые изменения: вместо Дмитриева и Медведева появились
известный певец и саксофонист Сергей Золотов
(экс-РОССИЯНЕ,
ДВЕ РАДУГИ,
ДИАПАЗОН) и сразу два бас-гитариста, Геннадий Анастасов
(экс-КАЛЕНДАРЬ) и
Виктор Хайми
(экс-НЕБО 747). Сочетание традиционной бас-гитары (Хайми) с
безладовым басом (Анастасов) позволило группе экспериментировать с ритмом
и размером, а появление в её арсенале саксофона обогатило аранжировочную
формулу. В новом составе ЭЛЕКТРОСТАНДАРТ дал серию концертов во Дворце
Молодёжи.
К сожалению, накануне IV Фестиваля Рок-клуба (май 1986) Золотов уехал на
гастроли с
ДИЛИЖАНСОМ (а вскоре стал его художественным руководителем),
и на фестивальную сцену ЭЛЕКТРОСТАНДАРТ вышел, усиленный вокальным трио
АУКЦЫОНА
(Фёдоров-Гаркуша-Рогожин), с которым делил репетиционную точку в
гостинице "Авангард", а также барабанщика Игоря Черидника; помимо того,
в концерте участвовали знаменитый барабанщик и ди-джей Михаил "Майкл"
Кордюков (причём, в роли вокалиста!) и саксофонист Николай Рубанов
(ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ, позднее
АУКЦЫОН). Они сыграли цикл любопытных в музыкальном
отношении песен Белолипецкого на стихи Жоржа Брассанса и Мориса Карема, а
также неожиданную кавер-версию хита
АУКЦЫОНА "Я не пример для подражанья"
(при участии авторов), однако, слегка потерялись на фоне выступавшего в
том же концерте
ТЕЛЕВИЗОРА.
К началу следующего сезона плотно загруженный в
АУКЦЫОНЕ и
ИГРАХ Черидник
окончательно откололся, и его место занял Андрей Ткаченко из
ФОРМУЛЫ А.
Почти одновременно из ЭЛЕКТРОСТАНДАРТА в
ПОСЛЕДНИЕ ИЗВЕСТИЯ ушли Анашкин
и Анастасов (позднее первый играл в
НОВОМ РЕАЛИЗМЕ и
ОРКЕСТРЕ А, а второй в
ЗАРОКЕ,
СЕКРЕТЕ и
РЫБАКОСЯКАМИ); Майкл стал их постоянным вокалистом.
В такой форме группа просуществовала до мая 1988. Правда, на этом этапе
выступала она, в основном, на рок-н-ролльных праздниках, проходивших под
эгидой Коли
Васина и его Храма Джона Леннона. В частности, в ноябре 1986
ЭЛЕКТРОСТАНДАРТ в составе: Белолипецкий, Хайми, Ткаченко и Кордюков плюс
Максим Кузнецов (гитара,
ПРИСУТСТВИЕ), Николай
Гусев (клавишные,
АВИА),
Владимир Грищенко (бас,
экс-ГОЛЬФСТРИМ) и Майк Науменко (вокал,
ЗООПАРК)
с успехом выступили на Дне Рождения Джона Леннона в ДК Железнодорожников,
а 1 апреля следующего года, там же, вчетвером сыграли на Дне Рождения
Рок-н-ролла.
Вскоре после этого Хайми, а следом за ним Ткаченко, ушли в группу
ДИЗАЙН.
Позже Хайми играл в
БЕСПОЛЕЗНЫХ СОВЕТАХ и
РОК-ШТАТЕ, однако, в начале
90-х эмигрировал в Финляндию, а Ткаченко отметился в
КОРПУСЕ 2 и тех же
БЕСПОЛЕЗНЫХ СОВЕТАХ, после чего покинул музыку. ЭЛЕКТРОСТАНДАРТ, по сути
дела, распался.
Последнее его выступление, под вывеской ЭЛЕКТРОСТАНДАРТ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА
МОРИАРТИ, состоялось 1 апреля 1988 на втором рок-н-ролльном Мемориале в
том же ДК Железнодорожников, где Кордюков, при поддержке Майка Науменко,
спел несколько номеров из репертуара Марка Болана (T.REX). Собранный "на
вечер" ЭЛЕКТРОСТАНДАРТ составили Белолипецкий, Кордюков, Ткаченко, Вадим
Курылёв
(DDT) и Илья Куликов
(ЗООПАРК), бас-гитары, Владимир Желудов
(экс-ИДЕЯ ФИКС), гитара и Николай "Кроки" Куликовских
(ПЛАСТ ПОЛУМЕР,
экс-СТРАННЫЕ ИГРЫ), ф-но.
Сергей Белолипецкий впоследствии покинул музыку и занялся фотографией и
полиграфическим бизнесом. Кордюков значительную часть 90-х провёл в США,
где работал на радио, но в конце десятилетия вернулся в Питер, продолжая
заниматься тем же дома; из бывших участников собственно ЭЛЕКТРОСТАНДАРТА
занятия музыкой продолжил разве что Гена Анастасов. Записей группы не
сохранилось.
Андрей Бурлака