TEQUILAJAZZZ

Одна из статей, посвящённых обзору творческой биографии и анализу музыки
TEQUILAJAZZZ, носила несколько провокационное название "Идеальная группа
(в неидеальном пространстве-времени)". В этом определении имеется один
из ключей к пониманию её феномена. И в самом деле, TEQUILAJAZZZ занимают
в иерархии отечественного рок-н-ролла особое место, став знаменитыми, но
не массово популярными; они протянули ниточку между клубной и стадионной
сценами, доказав, что первая не всегда маргинальна, а вторая не неизбежно
скучна, и в хиты может выйти достаточно сложная музыка; помимо того, на
примере группы можно лишний раз убедиться, насколько зыбко само понятие
культовой репутации.
Хотя впервые трое основателей TEQUILAJAZZZ - Евгений "Айяйяй"
Фёдоров
(р.3.10.65 в поезде Ленинград-Архангельск, но всю жизнь живёт в Питере),
бас, вокал, Константин "Балбес" Фёдоров (р.5.02.65 в Ленинграде) гитара,
вокал, и Александр "Дусер" Воронов (р.24.02.65 в Ленинграде), барабаны -
встретились в рядах известной во второй половине 80-х панк-группы
ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК, её истоки сами
музыканты выводят из недолго просуществовавших в начале 90-х
ПУПСОВ, которые, возможно, первыми в
Питере начали играть хардкор.
Женя
Фёдоров состоял в
ОБЪЕКТЕ с первого дня, а до этого участвовал в
КСК своего двоюродного брата Андрея "Дюши" Михайлова и в одной из версий
АВТОМАТИЧЕСКИХ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЕЙ. Костя Фёдоров и Дусер учились в одном
классе школы и с 1983 по 1987 играли нео-бит в группе
ЛЕТНИЙ САД, а потом
создали студийное трио
КОМИССАРЫ АВСТРАЛИИ, ориентированное на гитарный
минимализм в традициях U2. Воронов в 1988 полгода отработал с
НОЛЁМ.
В конце 1989 Костя Фёдоров был приглашён в
ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК и даже успел
засветиться на его альбоме "Жизнь в джунглях", а когда весной 1990 группу
покинул барабанщик, порекомендовал на вакантное место Воронова. Правда,
на этом этапе
ОБЪЕКТ переживал упадок и, фактически,
распался во время съёмок художественной ленты Рашида Нугманова "Дикий Восток", для
которой Фёдоровы и Воронов, среди прочего, записали песню "Всем спать!",
отчасти предвосхищавшую стиль TEQUILAJAZZZ.
Кроме того, в фильме звучало несколько песен, записанных Женей
Фёдоровым
(при участии коллег) под вывеской
ЧЕТЫРЕ ВЕТРА - по большей части, это
были лирические, чуть меланхоличные баллады в духе Лу Рида и Ника Кэйва.
По возвращении
ОБЪЕКТА в Питер бывший бас-гитарист
КОМИССАРОВ АВСТРАЛИИ
Евгений Истомин, в то время игравший с
ПУПСАМИ, попросил бывших коллег
помочь его новой группе. В неё входили молодые музыканты, увлекавшиеся
самой передовой и радикальной музыкой, долетавшей до России с Запада и,
прежде всего, хардкором. С приходом двух опытных музыкантов дела у
ПУПСОВ
пошли быстрее. Позднее к ним присоединился и Женя
Фёдоров, который стал
звукооператором группы и помогал ей записываться.
ПУПСЫ стали одними из первых звёзд клуба "TaMtAm", успели дать пригоршню
концертов и съездить в Германию, но к концу 1992 распались, не выдержав
груза проблем и тягот рок-н-ролльного образа жизни, а участники группы в
разных составах интенсивно репетировали, генерируя свежие идеи и черпая
вдохновение в записях SWANS, BIRTHDAY PARTY, RED HOT CHILI
PEPPERS, EINSTURZENDE NEUBAUTEN, NOMEANSNO и многих других.
В результате этого параллельно образовались две группы:
ЖЕРТВА МЕДОВАЯ
(или
HONEY SACRIFICE) и TEQUILAJAZZZ. В последней к началу 1993 собрались
Фёдоровы, Воронов, Истомин (теперь уже в роли гитариста) и трубач Алексей
Пушкарёв. Той же весной они записали дебютный мини-альбом "Максиминор",
который собственными силами растиражировали на кассетах.
После полугода репетиций TEQUILAJAZZZ дебютировали на тамтамовской сцене
4 сентября 1993, осенью и зимой давали случайные концерты, а к следующей
весне остались втроём (Истомин покинул музыку, а Пушкарёва позднее можно
было слышать в рядах
SPITFIRE и
STUNNIN' JIVE SWEETS) и стали играть - по
собственным наблюдениям - гораздо чаще. Стиль группы к этому времени уже
приобрёл строгие очертания: она играла хардкор с элементами пост-панка,
фанка и индустриальной музыки, а тексты Евгения
Фёдорова опирались на
образы из латиноамериканской литературы, исторических романов, городской
фэнтези и т.п.
ЖЕРТВА МЕДОВАЯ, между тем, превратилась в
THE DOLPHINS, хотя со временем
от неё отошли Фёдоровы, а следом и Воронов, оставив группу на попечение
братьев Сологубов
(СТРАННЫЕ и просто
ИГРЫ).
В мае 1994 TEQUILLAJAZZZ отправились на свои первые зарубежные гастроли
и провели неделю во Франции. Тем же летом питерская компания звукозаписи
КонтраС (до этого она издала только диск
ИГР) выпустила дебютный альбом
TEQUILAJAZZZ "Стреляли?", записанный Игорем Булаховским и включавший - не
считая песен самой группы (из которых самыми популярными стали "Розенбом"
и "Пиратская") - кавер-версию хита THE STRANGLERS "No More Heroes". На
его презентацию девушки из
КОЛИБРИ привели директора московской компании
FeeLee Игоря Тонких, в результате чего в следующем январе TEQUILLAJAZZZ и
Тонких подписали контракт на пять лет.
Весной 1995 FeeLee выпустили их второй мини-альбом "Абориген", который
вызвал громкий резонанс в прессе и на радио. Видимо, стоит отметить, что
Женя
Фёдоров и Саша Воронов отдали дань всеобщему увлечению FM-вещанием,
отработав несколько лет на радиостанции "Катюша".
По итогам года, подведённым многими музыкальными изданиями, TEQUILAJAZZZ
была названа Лучшей Новой Группой. В следующем январе они приняли участие
в столичном фестивале "Поколение" и завоевали Гран-при. Одни за другими
пошли гастроли; группа сыграла на фестивалях "Учитесь плавать" в Питере,
Москве и Пярну (Эстония), "ArtGenda 96" в Копенгагене (Дания), "Utoya
RockFolke Norge" в Осло (Норвегия), а в октябре-ноябре месяц колесила по
Франции и Испании. Для изданного DDT Records в ноябре 1996 рок-трибьюта
Владимиру
Высоцкому "Странные скачки" TEQUILAJAZZZ записали его песню "На
Большом Каретном".
Их текущий репертуар был зафиксирован на вышедшнм в январе 1997 альбоме
"Вирус". В мае свет увидел альбом "Бес Сахара", плод совместных усилий
КОЛИБРИ,
TEQUILAJAZZZ и клавишника
DDT Константина Шумайлова. В течение
1997 та же компания несколько раз аккомпанировали
КОЛИБРИ на концертах.
Следующий шаг группы тоже стал сюрпризом. На этот раз, TEQUILAJAZZZ нашла
точки соприкосновения с электронным проектом
ВИДЫ РЫБ. Летом 1997 вышел
макси-сингл "Virus Vs Virus", который включал песни "Пистолет", "Самолёт"
и "Звери", а также их ремиксы от
ВИДОВ РЫБ. Кроме того, Manchester Files
издала на видео концерт группы с программой "Вируса" в клубе "Полигон".
Благодаря контракту с FeeLee TEQUILAJAZZZ регулярно разогревали залы для
приглашаемых фирмой западных артистов: так в июле 1996 в рамках фестиваля
"Учитесь плавать" они играли с RAGE AGAINST THE MACHINE, в октябре 1997
принимали участие в российской части турне MOTORHEAD и т.д. В том же году
группа посетила Владивосток и сыграла на фестивале "Территория Пацифик".
Ещё одним важным для музыкантом фактором стало их возвращение в мир кино:
в 1997 Женя
Фёдоров сочинил, а TEQUILAJAZZZ записали музыку к кинолентам
"Упырь" (реж. С. Винокуров) и "Тело будет предано земле, а старший мичман
будет петь" (реж. И. Макаров).
Конец этого богатого событиями года был отмечен выпуском сингла "Авиация
и артиллерия", предварявшего выход третьего полновесного альбома группы.
Помимо новых песен он включал ремикс Макса Головина (студия "Эклектика")
песни "Самолёт". На прошедшей в январе 1998 церемонии вручения наград за
достижения в электронной музыке Funny House Dance Awards работа Головина
была названа Ремиксом Года. С этого сингла началось тесное сотрудничество
TEQUILAJAZZZ с новой студией "Добролёт", штатные звукорежиссёры которой
Александр Мартисов, а затем Андрей Алякринский
(экс-ГОЛЫЕ) записывали все
последующие работы группы.
Отмечая бесспорно феноменальный Год Текилы, журнал "Fuzz" посвятил группе
обложку своего апрельского номера, к которому прилагался изданный только
для подписчиков сборник "Radiojazzz" (1998). В мае, наконец, появился их
третий студийный альбом "Целлулоид". Он имел небывалый для альтернативной
сцены бюджет в 70.000 долларов, был издан сразу в трёх форматах (CD, MC
и VHS) и стал новой творческой победой группы, а её номер "Зимнее Солнце"
занял I место в сводных плей-листах радиостанций России и оказался одной
из самых популярных песен года, вопреки сопротивлению идеологов нового
музыкального эфира.
Стиль группы к этому времени претерпел определённые изменения: её музыка
стала менее брутальной, а новые аранжировочные идеи позволили расслышать
в песнях её своеобразный мелодический язык.
В мае 1998 TEQUILAJAZZZ отправилась в Нью-Йорк, где выступила на втором
фестивале памяти Сергея
Курёхина S.K.I.F. и в легендарном клубе "CBGB's",
заработав гонорар в тридцать долларов!
Иногда группа привлекала к записи и концертам сторонних музыкантов. Так,
на клавишных с ней играли Андрей
Муратов (именно он записал на студии
DDT альбом "Вирус"), а также Радион и Армен Чикуновы
(УЛИЦЫ), но в июне
1998 TEQUILAJAZZZ обрела четвёртого постоянного участника, которым стал
гитарист Олег Баранов (р.4.03.68 в Колпине). Он стартовал в начале 90-х в
группе с примечательным названием
СИМУЛЯЦИЯ БЕРЕМЕННОСТИ ХОББИТОВ; позже
Олега приглашали
УСЛОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ,
ПАЛЬЦЫ ХАРЫ,
БОНЗИНСКИЙ и
S.P.O.R.T.,
а с последними он сотрудничает по сей день.
В 1998 группа отметилась на фестивале "Максидром" в Москве и приобрела
ценный опыт, поработав с
БГ над песней
АКВАРИУМА "Афансаий Никитин Буги".
Позднее Мастер Бо в одном из интервью даже назвал TEQUILAJAZZZ "великой
русской группой". На следующий год они снова играли на "Максидроме" и на
музыкальной конференции "Forte Riga" в Латвии, а в середине мая выпустили
очередной альбом "Сто пятьдесят миллиардов шагов", отчасти продолживший
лирико-философскую линию "Целлулоида". К работе над ним были привлечены
Константин Шумайлов и молодой звукорежиссёр Андрей Самсонов. Общение с
БГ привело к появлению в репертуаре группы кавера его "Лебединой стали",
сделанной в манере гаражного рока, а в изданный FeeLee альбом-посвящение
"Депеша для DEPECHE MODE" вошла их кавер-версия "Condemnation".
Отдавая дань клубу "Молоко", который, в известном смысле, продолжил курс
на поддержку альтернативной и экспериментальной музыки после того, как в
1996 закрылся "TaMtAm", 22 июля 1999 TEQUILAJAZZZ записали в его стенах
концертный альбом "Молоко", опубликованный FeeLee на следующий год.
В июле 2000 они одними из первых в истории российского рока побывали в
Японии, выступив в культурной программе саммита глав ведущих государств
мира "G8" "Fukuoka Li-E Summit". Именно там TEQUILAJAZZZ познакомились с
участниками французской фолк-панк группы L'HURLEMENTS D'LEO, которую год
спустя пригласили в Питер, организовав им концерт во Дворце Молодёжи.
Всё это время TEQUILAJAZZZ регулярно гастролировали по России и за её
пределами (Молдова, Белоруссия, Финляндия, Латвия, Израиль), осваивали
сферу теле- и киномузыки, записав саундтреки к фильмам "Железная пята
олигархии" (реж. А. Баширов, 1998), "Первый грех" (реж. А. Трепецова,
1999), "Пейзаж с убийством" (реж. И. Макаров, 2001), "Я люблю Петербург
летом" (реж. С. Винокуров, 2001) и к сериалу "Тайны следствия" (реж. И.
Макаров, 1999-2004), начали работать для театра (их музыка звучала в
спектаклях Романа
Смирнова "Голь" и "Вишневый сад"), однако, долго не
радовали слушателей новыми альбомами, пытаясь верно выбрать направление,
в котором можно сделать следующий шаг.
В пост-кризисный период в России начала бурным цветом расцветать сугубо
местная разновидность шоу-бизнеса, эксплуатирующая, преимущественно, сонм
сфабрикованных звёзд-однодневок и существующая за счёт полукриминальных
финансовых схем. Кое-кто из героев рока прошлых лет тоже включился в этот
процесс, предпочтя независимости комфортное существование в прокрустовом
ложе т.н. "формата". Однако, TEQUILAJAZZZ были слишком самостоятельными и
своенравными, чтобы играть по чужим правилам.
Помимо "Молока" и саундтреков их единственным продуктовм в этот период
стал трёхпесенный макси-сингл "Маленькая ложь", выпущенный их собственным
продюсерским объединением Poborol Sisters с помощью фирмы Zvezda Records.
Позднее TEQUILAJAZZZ учредили также неформальную премию за художественные
достижения "Poborol".
Группа играла на концертах новые песни, провоцируя поклонников записывать
и распространять их самостоятельно (это привело к появлению своеобразного
виртуального альбома "Пять лет тишины", существующего только на просторах
Интернета, но позднее "признанного" и самими музыкантами). В конце 2000
TEQUILAJAZZZ записала-таки очередной альбом, но по детальном размышлении
нашла его недостаточно "новым"... Только в феврале 2002 группа предъявила
компании совершенно новый материал, а в апреле свет увидел альбом "Выше
осени", поднявший её творческую планку на небывалую высоту.
Продолжая открывать для себя страны и континенты, в феврале 2001 группа
дала два концерта в Нью-Йорке, а осенью 2002 посетили Штаты в третий раз,
прокатившись от Нью-Йорка до Сиэттла и сыграв уже семь концертов. Тогда
же музыканты TEQUILAJAZZZ приняли участие в судьбе интересной группы
INTERZONA, организованной в Нью-Йорке выходцами из России: они помогали
молодым коллегам с записью и гастролями на их исторической родине.
В апреле 2003 на глобус TEQUILAJAZZZ была нанесена Исландия: они побывали
в этой северной стране, сыграв в рамках программы "Iceland Airwaves", а в
том же году выступили на фестивале "Ilosaarirock" в Финляндии. На десятом
году существования группы её участники лично отобрали материал для первой
в своей истории коллекции "Избранное. Нами". Она содержит многостраничный
буклет и ранее не включавшиеся в альбомы номера "Зима" и "Транквилизатор"
группы
КИНО, записанные для проекта "Кинопробы".
К десятилетию FeeLee также переиздала все предыдущие альбомы группы в
форме бокс-сета "FeeLee 10 лет", ремастировав весь материал и сопроводив
каждый из альбомов разнообразными и, нередко, уникальными бонус-треками.
За первые полгода 2004 TEQUILAJAZZZ успели выступить на многочисленных
фестивалях - от Якутии ("Табык") до Москвы ("Avant", "Tattoo") и от Сочи
("Наши в Сочи") до Самары ("Открытая Река") - пятый раз подряд сыграли
традиционный летний концерт в "Молоке", а под её крылом возникло новое
образование, своего рода, сборная клуба "TaMtAm" по рок-н-роллу, которая
дебютировала в "Молоке" 31 марта, собрав в своих рядах таких музыкантов
как Женя
Фёдоров, вокал, Всеволод
Гаккель, виолончель, Вадим Сергеев
(СПЛИН), бас, Олег Эмиров
(КОЛИБРИ,
экс-ГОЛЫЕ), клавишные, Алексей Коган
(ДВА САМОЛЁТА), труба, Роман Парыгин
(SPITFIRE,
ЛЕНИНГРАД), труба, Денис
"Кащей" Купцов
(SPITFIRE,
ЛЕНИНГРАД), барабаны, и Андрей Алякринский,
звук. Позже группа получила имя
THE OPTIMYSTICA ORCHESTRA, периодически
давала концерты, а в 2005 выпустила свой дебютный альбом "Полубоги вина".
Фильмографию
Фёдорова пополнили ленты "Удачи тебе, сыщик!" Александра
Баширова, "Сдвиг ветра" Ильи Макарова и сериал "Не ссорьтесь, девочки"
Игоря Николаева. В Театре Сатиры на Васильевском был показан спектакль
"Король Лир" Романа
Смирнова. В октябре в клубе "Старый Дом" состоялся
финско-русский "Tusovka Rock Festival", организованный TEQUILAJAZZZ и
их финскими единомышленниками CLEANING WOMEN.
В мае-июне 2005 группа три раза подряд играла на Крестовском острове в
ЦПКиО: на байк-фестивале "Весна на колёсах", пятых "Окнах Открой" и на
ежегодном Пивном Фестивале. В августе в финской Иматре прошёл фестиваль
"Rock To The River", а в ноябре FeeLee издали первый официальный сборник
TEQUILAJAZZZ в формате mp3: на двух дисках представлена вся дискография
группы с бонус-треками, сольные работы Евгения
Фёдорова и избранные
видеоклипы.
7 октября 2006 TEQUILAJAZZZ выступила на открытии нового клуба "Цоколь",
который создали основатели "Молока", закрытого городской администрацией
ровно за год до этого.
Андрей Бурлака
Официальный сайт группы можно найти по адресу:
http://www.tequilajazzz.spb.ru