СОЮЗ

Несмотря на то, что к осени 1985, когда он покинул группу
ЗЕМЛЯНЕ, решив
воплотить в жизнь свои музыкальные идеи и представления о тяжёлом роке,
гитарист Игорь
Романов, безусловно, уже был звездой общенационального
масштаба - во многом, благодаря мощной поддержке тех же
ЗЕМЛЯН средствами
масс медиа - первые шаги на новом пути дались ему нелегко, а его группе
СОЮЗ пришлось столкнуться со всеми трудностями, которые обычно поджидают
дебютантов.
Игорь
Романов родился 2 октября 1953 в Ленинграде, подружился с гитарой
подростком, дебютировал в школьной группе, а потом поступил в музыкальное
училище им. Мусоргского, где познакомился со многими будущими коллегами
по профессиональной сцене. Впервые он обратил на себя внимание, выступая
с известной певицей Валентиной
Дегтярёвой в плавучем ресторане "Кронверк"
летом 1976, откуда был приглашён в ряды
РОССИЯН. После них
Романов играл с
СОЛНЦЕМ,
АПРЕЛЕМ,
ЗЕМЛЯНАМИ,
КАКАДУ и опять с
ЗЕМЛЯНАМИ, куда с его
лёгкой руки попал клавишник и певец
КАКАДУ Сергей Скачков.
До начала Перестройки
ЗЕМЛЯНЕ безраздельно царили в музыкальном телеэфире
СССР, но с появлением новых возможностей для самореализации костяк группы
начал рассыпаться. Первыми, в октябре 1985, ушли
Романов и их барабанщик
Валерий Брусиловский, который начинал в
СОЛНЦЕ и
CASCADE STUDIO, а позже
вкусил плодов славы в столичном джаз-роковом
АРСЕНАЛЕ Алексея
Козлова и
его продолжении, группе
КВАДРО.
Следующие несколько месяцев
Романов и Брусиловский методично прослушивали
кандидатов в свою новую группу, которых искали, как правило, в стенах
музыкальных училищ. К началу 1987 СОЮЗ был укомплектован: в его состав
вошли Александр Кривцов, бас, Виктор Дробыш, клавишные, и Валерий
Горшеничев, вокал. Последний до этого пел в Рок-клубе с группой
ДЖОНАТАН ЛИВИНГСТОН.
В марте 1987 СОЮЗ с шумом дебютировал, дав серию концертов на арене СКК,
и исполняя песни
Романова, написанные, главным образом, на стихи молодого
поэта Николая Денисова. В музыкальном отношении они не выходили за рамки
тогдашнего рок-мэйнстрима: это был добротный мелодический металл с лёгкой
примесью арт-рока, хотя такие вещи как "Учитель успеха" и "Ливень" имели
все шансы стать хитами.

Группа много гастролировала по стране. В июле 1987 Кривцов ушёл в новую
версию
ЗЕМЛЯН, и бас-гитаристом стал Олег Пичуркин. В ноябре 1987, после
того, как СОЮЗ записал в Ленинградском Доме радио свой дебютный альбом
"Учитель успеха" (звукорежиссёр: Игорь Павлов), его покинул Брусиловский,
приглашённый в бэк-состав вокального джазового ансамбля
ДАЙДЖЕСТ - новым
барабанщиком стал Сергей Дронов
(экс-МАГИСТР).
Из-за неповоротливости фирмы "Мелодия" "Учитель успеха" увидел свет лишь
летом 1988, когда его материал отчасти утратил актуальность и особого
резонанса не вызвал, хотя многие отметили программный для альбома номер
Романова и Денисова "Творец и Музыкант". В его записи, кстати, участвовал
известный позднее пианист и автор песен Игорь
Корнелюк.
В том же июне Дронова, ушедшего в поп-группу
ПАССАЖИРЫ, сменил только что
вернувшийся из армии мастер барабанных дел Константин Иванов
(экс-ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ,
АРС,
ДИЛИЖАНС). Этим составом СОЮЗ в сентябре нанёс первый визит в
Западную Германию, где сыграл несколько тепло принятых местной публикой
концертов - этот успех побудил европейских промоутеров пригласить группу
в Германию ещё раз, в начале 1989.
В мае 1989 на студии "Орион" был записан и через год вышел второй альбом
СОЮЗА "Красный свет" - более цельный, отвечающий задачам момента и лучше
отражающий тогдашнее состояние и репертуар группы. Соавтором
Романова, на
этот раз, выступил московский поэт-песенник Александр Шаганов (позже он
много работал с продюсером Игорем Матвиенко).
Следствием европейских вояжей СОЮЗА стало то, что он опять потерял
барабанщика: той же зимой Иванов решил поселиться в Голландии, где жил и
работал, по крайней мере, до начала XXI века. Летом 1989 его место занял
Владимир Ушаков (тоже из
МАГИСТРА). Помимо того, Пичуркина в этот период
иногда подменял на басу Александр Шумилов из ансамбля
ДРУЖБА.
С окончанием 80-х, однако, дела у СОЮЗА пошли хуже. Впрочем, не у него
одного: маятник общественного внимания, ещё недавно нацеленного на рок
во всех его проявлениях, неминуемо качнулся в другую сторону, и широкая
публика кинулась слушать примитивную пост-советскую эстраду, оставив без
поддержки и героев Рок-клуба, и филармонический металл. Число гастролей
сокращалось, тогда как их стоимость стремительно росла.
В сезоне 1989-1990
Романов несколько раз выступал вместе со Скачковым, на
волне ностальгии исполняя хиты времён
ЗЕМЛЯН, но основательно взяться за
возрождение группы не пожелал. Более того, в октябре 1990 Игорь распустил
СОЮЗ и на какое-то время пропал из виду. Ушаков и Горшеничев объединились
со Скачковым в новых
ЗЕМЛЯНАХ, а Дробыш нашёл работу в Центре Владимира
Киселёва, откуда в 1994 перешёл в
PUSHKING.
Игорь
Романов вернулся на сцену в 1994 с инструментальным трио
ROMANOFF,
в котором ему аккомпанировали Пичуркин и Ушаков. На их дебютном альбоме
"Угарочки" отметился и Дробыш. Игорь планировал возродить и свою песенную
программу, для чего хотел привлечь Горшеничева, но этот план так и не был
реализован, а сам
Романов был приглашён сначала в группу
НЭП, а в конце 2003 в легендарную
АЛИСУ.
Кривцов работал с основателем
КРУИЗА Валерием Гаиной в его группе
GAIN A,
после чего переехал в США и осел в Лос-Анджелесе. Шумилов играл в
БИТТЕ ДРИТТЕ и
РУССКОМ МУЗЕЕ. Дронов стал директором
ПОЮЩИХ ГИТАР, а Дробыш -
одним из основных хитмэйкеров и продюсеров московского эстрадного пула.
Первый альбомы СОЮЗА с конца 80-х не переиздавался, а второй в 1995 был
отпечатан на компакт-дисках с добавлением трёх бонус-треков под маркой
группы
ROMANOFF.
Андрей Бурлака