СКАЗКА

Назвавшись СКАЗКОЙ, эта группа сразу призналась, что в своём творчестве
опирается на корневые культуры и фольклорные мотивы. Всё верно. Одной из
первых в Питере (да и во всей стране) СКАЗКА обратилась к традициям
музыки Индии с её особым строем и уникальным инструментарием, создав при
этом индивидуальный творческий метод, назвав его "рисованием звуком".
Задумал СКАЗКУ гитарист, аранжировщик и автор музыки Александр Конанчук.
Он родился 14 октября 1960 в восточногерманском Потсдаме, где в Группе
советских войск служил его отец, ходил в среднюю школу городка Вернойхен
близ Бранденбурга, в 1975 вернулся на историческую родину и жил сначала
в Риге, а потом в Мончегорске, откуда после десятого класса летом 1977
отправился в Питер, где поступил в ЛЭТИ.
Той же осенью Конанчук стал гитаристом группы
ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ, объединившей
пятерых первокурсников. За следующие пять лет они добились известности
сначала в стенах института, а потом в Ленинградском Рок-клубе, куда
вступили в числе первых. С годами группа обрела интересный состав и от
каверов чужих песен перешла к собственным, но, как это часто случается,
в конце учёбы её участники разошлись в разные стороны. К середине 1983
ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ распалось. Саша после института устроился инженером в
военный госпиталь на Суворовском, 63 и получил койку в его общежитии.
Какое-то время Конанчук и звукорежиссёр
ЗОЛОТОГО ВРЕМЕНИ Володя Лапин
репетировали вдвоём, а весной 1983 стали участниками недолговечной группы
КАПРИС, из которой в следующем марте вырос
КОРПУС 2. Он тоже состоял в
Рок-клубе и долго искал свой звук, пробуя силы в разных жанрах. Первый
шаг к СКАЗКЕ был сделан почти случайно, когда осенью 1985 приятельница
пригласила Сашу на концерт великого индийского музыканта Рави Шанкара в
зале Филармонии. Незнакомая дотоле музыка произвела на него впечатление
("Неделю после концерта в ушах звучала его нота "Са" - его тоника", -
признавался он позже), но поначалу этим всё и ограничилось.
Тем не менее, когда лидер
КОРПУСА 2 Вадим Новиков обнаружил в журнале
объявлений Рок-клуба сообщение о продаже настоящего ситара, Конанчука это
заинтересовало, и в марте 1986 он стал владельцем инструмента знаменитого
мастера из Лахора "Sher Mohammad & Sons" в комплекте с футляром и книгой
Рави Шанкара "My Music - My Life", для чего ему даже пришлось залезть в
долги.
Настроив ситар по книжке и освоив азы игры, Конанчук пару месяцев спустя
попытался применить новый опыт на репетиции, но с роком он коррелировал
неважно. Летом на его пути встретился Андрей "Али" Красиков, который уже
давно осваивал индийскую перкуссию, выступая под вывеской
МУЗЫКА АЗИИ.
Какое-то время они выступали вместе. Али свёл Сашу с единомышленниками
из Питера и других городов, в частности, с рижанином Анатолием Поповым,
который считался учеником самого Шанкара.
Осенью они выступали на ярмарке, посвящённой дню города на "Горьковской".
Там Конанчук познакомился с будущими коллегами по СКАЗКЕ. Сергей Мартынов
(домра, гитара) и Светлана Московская (перкуссия) занимались авангардными
экспериментами в ансамбле
СТРУЖКА, но только с появлением ситара дело у
них пошло на лад.
Позднее к ним подключился перкуссионист из Ленинабада (ныне Ходжент)
Холик Мирахматов. Они много играли дома, записывая свои импровизации на
ленту, а первый концерт дали в декабре для каких-то строителей в районе
метро "Звёздная". Так и родилась СКАЗКА.
Конец 80-х был временем, когда музыка во всех своих формах и проявлениях
переживала бурный расцвет. В период с 1987 до 1993 СКАЗКА много выступала
дома, выезжала в другие города, в частности, в Москву и Таллин. В Риге
Конанчук встречался с любителями индийской классики, немного учился. Он
познакомился с Анатолием Ломоносовым
(SVARA) из Вильнюса, который был
учеником знаменитого Имрат Кхана. Уже в нулевых, на одном из фестивалей
"S.K.I.F" в ЛДМ он подыгрывал Анатолию на тампуре. Сам он тогда классику
играть не пытался, выступая с фьюжн-импровизациями.
Летом 1991 СКАЗКА посетила Болгарию, где выступала в Софии и давала
интервью с примерами музыки на болгарском радио. В августе после краха
путча ГКЧП группа выступала в Москве и дала интервью на радио "России",
где тоже играли свои композиции живьём.
В середине лихих 90-х СКАЗКА продолжала выступать по небольшим клубам,
музеям и фестивалям. Её состав расширился, в него влились Андрей Фофонов
(он же Лаврентий Мганга), игравший на флейте бансури и скрипач Евгений
Белозеров. Холика заменил индийский студент Суман Патра, прекрасно
играющий на табла и сантуре. С ним уже начались робкие попытки играть
индийские раги, хотя Конанчуку, как самоучке, это давалось нелегко.
В начале 2000-х таблаист Патра уехал доучиваться в Германию, и СКАЗКА
осталась без перкуссии, но тогда же Конанчук познакомился с четой Рагоза,
которые выступали с индийской темой под названием
РАГАДХАРА, Лариса имела
ситар и другие индийские инструменты, Александр
(экс-АВАРИЯ) играл на
табла и мриданге. Они стали сотрудничать: Конанчук играл на ситаре у них,
а Александр Рагоза часто исполнял партии табла в составе СКАЗКИ. Так,
27 мая 2001 в музее Анны Ахматовой они вместе с
ПРОЕКТОМ 11 четы Рагоза
дали концерт "Запад встречает Восток - II".
Примерно в то же время проект СКАЗКА-БЛЮЗ начал исполнять каверы песен
THE BEATLES, THE ROLLING STONES, LED ZEPPELIN и собственные сочинения в
таком же стиле, используя ситар. Пел у них тогда Юрий Блинов, владеющий
несколькими языками и знающий всю классику рок-н-ролла. Кроме того, сам
Конанчук в качестве ситариста сотрудничал с Вадимом Новиковым
(КОРПУС 2),
с Юрием Берендюковым и Мариной Капуро
(ЯБЛОКО), а с Юрием Рулёвым (ранее
ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА из ЛЭТИ) записывал песню Георгия Ордановского
"На заре". Блинов собрал группу
BLINBLUES.COM.
В 2005 Конанчук ещё раз побывал на выступлении Рави Шанкара и его дочери
Анушки и даже передал классику свои записи. Желание поделиться знаниями и
опытом привело к тому, что в октябре 2008 при поддержке Музея-института
семьи Рерихов они с Владимиром Елисеевым организовали первый фестиваль
"Ситар в Петербурге". Там выступали питерские Сергей
Гасанов и
ПРОЕКТ 11,
а также Сергей Донченко, Степан Христанов (Екатеринбург) и Виктор Олейник
(он же Виктор Кхан) из Севастополя. Позже подключился ещё один обладатель
ситара Алексей Носов.
В 2008-м СКАЗКА впервые выступила в Белом зале Шереметевского дворца. Там
же, уже в следующем году, выступили будущие коллеги Конанчука по группе
S.A.M.H.E.Y. Денис Кучеров на табла и Максим Анухин на гуслях. В октябре
2009 в Питере две недели жил и давал уроки известный ситарист из Дели,
Мохотрам Сабри, которого Александр считает своим первым учителем из Индии.
От него же он получил ситар "R.A.Sitarmaker".
В нулевые и начале следующего десятилетия Конанчук продолжал периодически
играть со СКАЗКОЙ, а также сотрудничал с группами
КАЛАНДЕР,
РАГАДХАРА,
WAKE & BAKE,
КОПЕНGAGEN,
Аргишти (дудук), трио Марины Деревцовой,
ЯБЛОКОМ, Севой
Гаккелем и другими.
Примерно в то же время он снова встретился с Валерой Морозовым. Они стали
готовить его авторскую программу и песни Ордановского в составе группы
ЧЁРНЫЙ ЯЩИК. С ней они репетировали и выступали в Малом Манеже на канале
Грибоедова и в Эльфийском садике 6 сентября 2009.
Следующим важным этапом для Конанчука стало участие в группе
S.A.M.H.E.Y.
Они много гастролировали и участвовали в фестивалях (Москва, Дубна, Киев,
Калуга, Казань), конкурсе "Terem Crossover" в Капелле, выступали вместе с
оркестром народных инструментов "Терема" в БКЗ "Октябрьский".
Ещё одной точкой приложения сил в этот период стала для Конанчука группа
ШВЕДСКИЙ СТОЛ, которую организовал клавишник и звукорежиссёр клуба "JFC"
Олег Насонов. Конанчук сотрудничал с ней в периодс 2012 по 2017. В то же
время СКАЗКА не была забыта. Помимо Конанчука, Мартынова, Белозёрова и
Рагозы в её состав на этом этапе входил Ярослав Погодин
(ШВЕДСКИЙ СТОЛ),
табла, а на разных этапах присоединялись и другие музыканты, в частности,
к середине следующего десятилетия появились Евгения Буданова, тампура, и
Наташа Фёдорова, гусли.
Поменялся и стиль: вместо авангарда и "рисования звуком" группа больше
стала играть классические индийские раги, хотя не забывала и импровизации
с участием других инструментов, например, саксофона (Игорь Тимофеев или
Владимир Радин).
С 2012 года Конанчук стал регулярно летать в Индию, к своему нынешнему
ёучителю, известному в Индии ситаристу из Мангалора, Устаду Рафик Кхану.
В 2017 он по семейным обстоятельствам перебрался жить в Берлин, где стал
активно участвовать в домашних концертах клуба любителей индийской музыки
"Berlin Raga Tribe", не теряя контактов с фестивалем "Ситар в Петербурге"
и своей группой. СКАЗКА продолжается.
Андрей Бурлака