САМЫЕ НЕПРИЯТНЫЕ КАВАЛЕРЫ
Группа с нарочито грубым и пугающим незнакомого с её творчеством именем,
но исполняющая при этом легко ложащиеся на слух песни, полные острого,
порой ядовитого юмора, иронии и сарказма, игнорирующая все догмы и табу,
без проблем смешивающая свои работы с вольными кавер-версиями, чередуя в
них классику и фольклор, САМЫЕ НЕПРИЯТНЫЕ КАВАЛЕРЫ занимают в панораме
питерского рока особое место.
Её основатель, Анатолий "Люля" Платонов родился 24 августа 1968 в Питере,
когда пришла пора, пошёл в 198-ю школу на Пискарёвском, откуда в 1983
перешёл в 532-ю на Большой Пороховской, где его однокашниками оказались
Федя
Чистяков и Лёша "Николс" Николаев. Оба они, как и Платонов, много
читали, интересовались современной музыкой - особенно питерском роком,
который в то время переживал бурный расцвет, и сами сочиняли песни. Не
удивительно, что они объединились в группу
SCRAP, начали записываться, а
в 1984 собрали из своих песен дебютный альбом. Уже тогда многие тексты
Толика легли на музыку Феди. Сам он на следующий год записал соло-альбом
"Новое время".
Чистяков тоже шёл своим путём: осенью 1985 они с Николаевым организовали
НУЛЕВУЮ ГРУППУ (вскоре превратившуюся в
НОЛЬ), попали в находившуюся
буквально за углом от их школы студию Андрея
Тропилло и следующей зимой
записали альбом "Музыка драчёвых напильников", в который вошло и кое-что
из песен
SCRAP. Надо заметить, что Платонов продолжал сочинять тексты для
НОЛЯ и позднее.
Тем не менее, почти всё следующее десятилетие он провёл вне музыки, хотя
изредка выступал в акустике (иногда с Алексом
"Полем" Поляковым), но за
эти годы окончил Педагогический институт и записал в домашних условиях
альбомы "Безоблачное небо и непорочное зачатие" (1991), концертник (1992)
и "Классические олигофренические песнопения" (1994).
Весной 1994, когда
Чистяков находился в больнице им. Скворцова-Степанова,
в Охтинском центре эстетического воспитания (где тогда открылся филиал
питерской "Мелодии") Платонов, которому аккомпанировал почти весь
НОЛЬ
(Дима Гусаков, Гоша Стариков и Лёша Николаев) плюс их школьный приятель
Дима Архаров (гитара), записал альбом "Бредя", который состоял наполовину
из песен Платонова, а наполовину - Николаева. Его звукорежиссёром стал
Игорь Булаховский. Позже он был издан под именем
НОЛЬ БЕЗ ПАЛОЧКИ. Хотя
альбом не стал сенсацией, эта работа подтолкнула Платонова к возвращению
в рок-н-ролл.
Позднее в том же году он дал клубный концерт, на котором с ним играли
Николай "Джа" Титов и Игорь
"Мерлин" Лунёв
(НЕЗАРИФМОВАННЫЕ ПРОСТРАНСТВА).
Тогда-то впервые и прозвучало название САМЫЕ НЕПРИЯТНЫЕ КАВАЛЕРЫ. Оно
было позаимствовано из аннотации к сольному альбому А.
Ливера: "когда
отзвучала музыка рок, даже самые неприятные кавалеры отваживаются
пригласить девушку в общагу". Титов позже собрал
VAUS, а Лунёв
БУБЕНЦЫ.
Что же до Платонова, то его следующая работа появилась только через пять
лет и называлась "С тех пор, как я не люблю". В её записи участвовали его
школьные друзья
Чистяков и Николаев, а также гармошечник Владимир Кожекин
(УМКА И БРОНЕВИЧОК). На его обложке было указано Анатолий В. Платонов и
САМЫЕ НЕПРИЯТНЫЕ КАВАЛЕРЫ.
Тем не менее, группа в полном смысле слова появилась на свет только в
феврале 2000, когда с предложением собрать её к Люле обратился барабанщик
Анатолий Журавлёв
(МАСТЕРСКАЯ,
МАНЬЯКИ,
ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ). Компанию им на
этом этапе составил бас-гитарист
МАСТЕРСКОЙ Владимир Фролов, но первый же
концерт в Театре эстрады, где они разогревали зал перед
НАТЕ!, показал,
что им нужен лидер-гитарист. Сначала приглашение получил Костя Ермаков из
КОРПУСА 2, но на первой же репетиции его сменил коллега по этой группе
Валерий Кобушко. Его дебют состоялся 12 января 2000 в "Зоопарке", где в
тот вечер играла
ЗЕЛЁНАЯ КОМНАТА в очередной раз вернувшегося на сцену
Феди
Чистякова.
Концерт квартета 14 мая в клубе "Манхэттен" был записан и лёг в основу
живого альбома "Кто здесь?", ограниченным тиражом изданного в 2001 Добрым
Волшебником. Сделав серию выступлений в наиболее активных тогда клубах,
группа озаботилась студийным альбомом. Его зафиксировал на своей домашней
студии Александр Клюев
(экс-МАЛЬСТРЕМ). Он же сменил во время записи, а
также на некоторых концертах занятого на работе Фролова. Иногда с группой
играла флейтистка
ВЫХОДА Даша Захурова.
Прежде, чем работа завершилась, зимой 2001 на рок-фестивале в Военмехе
состав КАВАЛЕРОВ усилили баянист, певец и автор песен Николай Фомин из
ВРЕМЕНИ ЛЮБИТЬ (а тогда
BRAIN DRAIN) и его коллега по
ВРЕМЕНИ ЛЮБИТЬ
вокалист Михаил Берников. Программа состояла наполовину из песен Фомина,
наполовину из песен Платонова. На коду они спели "Пригородный блюз"
Майка Науменко. Идея была перспективная и нашла отклик у слушателей, но
вскоре Фомин вернулся в Германию, а Берников в
С.К.А. и продолжения не
последовало.
Альбом "Правда, мы будем всегда?", название которому дала фраза из сказки
Сергея Козлова "Ежик в тумане", увидел свет в январе 2002 под лейблом
Фенька рок-н-ролл. В нём группа с полным пренебрежением к всем правилам и
традициям перемешала песни, инструменталы, мелодекламацию стихов, цитаты
и реминисценции.
К своему следующему альбому "Зоопарк последнего века" (2005) НЕПРИЯТНЫЕ
КАВАЛЕРЫ шли три года, и если предыдущая работа была сугубо личной, то в
новой акцент был сделан на общественно-политическую атмосферу Питера, а
в песне "Чёрная рок-н-ролл жаба" легко угадывался намёк на губернаторшу,
всегда не любившую рок. К тому времени группы фактически не было: Кобушко
играл с
КОРПУСОМ 2, Фролов с
ПИЛИГРИМОМ, Журавлёва привлекали к работе
ЖИВАЯ РЫЬА и
КОРОЛИ ДОРОГ, а сам Платонов объединился с
БУБЕНЦАМИ.
В середине 2007 в домашней студии Оркестра
ЗАЧЕМ Платонов, по сути дела,
соло, но под вывеской САМЫЕ НЕПРИЯТНЫЕ КАВАЛЕРЫ, записал при участии
самой группы (гитарист Владимир Жидовчиц, клавишник Константин Наймарк,
барабанщик Илья Ивахнов), которую на студии усилил гитарист Юрий Ермаков
(КОРПУС 2), очередной альбом "Боль пройдет, мой друг Альфред" (2007). Его
половину составили песни, в которых участвовал Игорь Тихонов
(ДВЕ САШИ). Концертный же состав группы в этот период
сократился до акустического дуэта Наймарк-Платонов.
Поскольку в то время издательская практика, которая изрядно схлопнулась
после экономического кризиса конца 90-х, восстановилась, песни КАВАЛЕРОВ
привлекли внимание Отделения Выход, которое издало записанный на студии
"Часовщик" альбом "Белка и свисток" (2010). Название ему, верный своим
привычкам Платонов нашёл в стихотворении Алексея Плещеева "Старик", а в
записи участвовали зачемовцы Наймарк и Ивахнов, виолончелист
ПТИЦЫ СИ и
ВЫХОДА Владимир Белов и подросший к тому времени сын Люли Даниил Платонов
(он играл на скрипке, вибрафоне, казу, перкуссии и пел), а помимо
авторского материала в альбом вошли песни Майка, Свина Панова и народные.

Начиная с этого времени Даниил стал всё чаще появляться на концертах
группы, тем самым превратив дуэт в трио, и став его полноправным членом.
Вскоре, правда, три опять стало дуэтом, так как Наймарк и его коллега по
ЗАЧЕМ Володя Жидовчиц решили попробовать себа в сфере городского романса
под именем
ДВА УРГАНА.
В этот период Платонов попробовал себя в роли писателя: издательство
"Амфора" выпустило в серии "Мир ребенка" его книгу "Модный малыш" (2014),
а в затеянной автором этих строк серии "Легенды нашего рока" вышла его
биография
НОЛЯ (2015).
Четыре года спустя под тем же лэйблом вышел очередной альбом группы
"Чтобы стоять, я должен держаться" (2014) - по традиции, название было
вольной цитатой из песни
АКВАРИУМА, обложка иронично переосмысливала
классическую картинку "Abbey Road" THE BEATLES, по музыке были разбросаны
отсылки к произведениям
НОЛЯ,
КИНО, PINK FLOYD и Элвиса Пресли, балладам
Галича, сказкам Амоса Тутуолы и т.д. Основную часть музыки записали отец
и сын Платоновы. Им аккомпанировала ритм-секция Дуче Бациев
(НЕОФОЛК) и
Евгений Губерман
(ЗООПАРК), в песне "Изобилие благовоний" спел Сергей
Богаев
(ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ), а записал его Вадим Шестериков
(ЗАЧЕМ).
Примерно по тому же рецепту был испечён и альбом, обязанный названием
французскому классику Борису Виану, который, укрывшись под псевдонимом
Вернон Салливен, опубликовал стилизацию (или принятую всерьёз пародию)
под американский боевик "Я вернусь плюнуть на ваши могилы" (1946). В
изданном ровно семьдесят лет спустя альбоме (2016) перемешались стихи
Хармса и Галича, музыка
БГ, блюзы, баллады и романсы. Играли всё те же
Платоновы, Илья Карташов (виолончель), Андрей Фомин (баян), барабанщик
ВЕРЕСКА Александр Мишуков, и старые коллеги Дуче и Николс. Тогда же к
группе присоединилась виолончелистка Татьяна Вороненко
(ВЫХОД), и она
опять приобрела форму трио. Квартирный концерт, сыгранный в апреле 2021,
стал основой альбома "Уникальные черновики". Интересно, что большую
часть оригинальных обложек альбмов группы нарисовал Алексей Воропанов,
долгое время - главный художник студии "АнТроп", где когда-то начинал
Платонов.

Ввиду неожиданного отъезда в эмиграцию Дани Платонова, деятельность
САМЫХ НЕПРИЯТНЫХ КАВАЛЕРОВ с 2022 сошла на нет, но Толя Платонов в этот
период пел песни Майка в родившейся под сенью Скорбященского храма на
Шпалерной группе
РУБИНШТЕЙНА XIII, собравшей в своих рядах участников
АКВАРИУМА,
АЛИСЫ,
ОБЪЕКТА НАСМЕШЕК,
ДЖУНГЛЕЙ,
ВЫХОДА и
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
В начале 2024 увидел свет давно задуманный альбом дуэта
ИП, в котором
объединились Толя Платонов и гитарист Сергей Иванов
(экс-МИТРА,
СПЛИН),
"Мы обязательно заплатим всем, кого обобрали, как только разбогатеем".
Он, безусловно, продолжил вести линию КАВАЛЕРОВ, цитируя классиков,
современников, а иногда и самих себя.
Андрей Бурлака