РОДМИР

Отечественный рок начинался в глубоком подполье, а его движущей силой
нередко были любители, бравшие своё не исполнительским мастерством, но
полной самоотдачей, а нередко и эксцентрикой, поэтому когда в конце 80-х
на сцену потянулись действительно профессиональные музыканты, прошедшие
школу как андерграунда, так и официоза, им приходилось с изрядным трудом
доказывать публике своё право на рок. Среди тех, кому это удалось, была
и московская группа с загадочным названием РОДМИР.
Она начала репетировать осенью 1988, когда на музыкальном рынке страны
уже царил полный плюрализм. К тому времени основатель группы, известный
бас-гитарист (а иногда певец) Сергей Николаев имел за плечами хорошую
школу. В начале 80-х он прошёл стажировку в знаменитом
АРСЕНАЛЕ, мелькал
в различных проходных проектах, а в 1984 попал в группу
ЗЕРКАЛО, которую
вскоре привлёк к сотрудничеству эстрадный ремесленник Владимир Мигуля,
переименовавший её в
МОНИТОР.
Год спустя Сергей сменил в рядах джаз-рокового
КВАДРО Анатолия
Куликова,
который, так уж совпало, тоже начинал в
АРСЕНАЛЕ, а тогда решил вернуться
в команду Алексея
Козлова. Группа была на подъёме, много гастролировала и
записала альбом "Ночные мечты", позже отпечатанный в виниле, но к концу
десятилетия внимание массовой аудитории начало смещаться с одной стороны,
к незатейливой эстраде, попсе, а с другой - к металлу. Тогда-то Николаев
и рискнул выйти в свободное плавание.
Ещё работая с
КВАДРО, он начал подыскивать потенциальных партнёров, при
этом ориентируясь не на имена, а на профессиональный уровень. В октябре
1988 Сергей покинул
КВАДРО окончательно, начав репетировать с группой,
получившей ничего не говорящее, но звучащее как старославянское слово имя
РОДМИР: он сам, бас, вокал, Олег Кулагин, гитара, вокал, Эдуард Супрунов
(экс-РОК-АТЕЛЬЕ),
клавишные, Евгений Самойлов, вокал, и Виктор Калашников
(экс-ЗОДЧИЕ,
БИМ-БОМ), барабаны.
Сознавая, что музыкальный рынок перенасыщен, и привлечь внимание можно
чем-то действительно экстраординарным, Николаев решил, что для начала им
нужен крепкий репертуар и качественная запись. Несколько месяцев РОДМИР
дневал и ночевал на базе, работая над материалом, в котором пытался
соединить напор металла, изящество арт-рока, романтику поп и к тому же
вложить в тексты какое-то послание. Одну песню ("Тебе") Сергей сочинил на
стихи Роберта Бернса, другую ("Сон") - Валерия Брюсова, но его основным
соавтором стал Алексей Чуланский.
На следующий год на московской "Мелодии" был записан одноименный дебютный
альбом РОДМИРА. Его звукорежиссёром стал опытный Юрий
Богданов. Он сразу
попал в план фирмы, но прежде, чем был запущен в производство, группа
дебютировала на сцене. В последние дни лета 1989 на стадионе "Металлист"
в Череповце прошёл грандиозный фестиваль "Монстры Рока СССР", собравший
вместе весь передовой отряд российского тяжёлого рока, от
АРИИ и
МАСТЕРА до
АЛИСЫ и
ПРИМАДОННЫ. Организовала его компания Biz Enterprise. РОДМИРУ
выпало право открыть программу. Правда, ни его имя, ни репертуар публике
не были знакомы, поэтому встретила она группу спокойно.
Дав ещё несколько концертов, но не найдя поддержки в мире шоу-бизнеса,
РОДМИР залёг на дно. Калашникова пригласили в
ЧЁРНЫЙ КОФЕ, Самойлова в
сухумский по происхождению металлический
АВЕРС, поэтому когда в начале
1990 альбом "Родмир" увидел свет, группы как таковой не было. Ободряющая
рецензия Аркадия Петрова в журнале "Мелодия" ситуацию не исправила. Сам
альбом был добротным образцом актуальной музыки, балансируя между глэмом
и поп-роком. Помимо упомянутого выше "Сна" внимания заслуживали номера
"Инквизитор", "Русская рулетка" и "Посвящение", адресатом которого был
блистательный бас-гитарист Джако Пасториус, трагически погибший за пару
лет до этого. Николаев деликатно процитировал одно из его басовых соло.
Лирическую сторону представляла баллада "Люблю". Фирма даже включила её
в свой мартовский сборник "С любовью к женщине".
Несмотря на все проблемы, Николаев не терял энтузиазма, продолжая писать
песни, искать партнёров и выходы на новый уровень. В то время внимание на
группу обращали промоутеры из Европы, Северной Америки и даже Австралии,
однако, в хаосе начала 90-х эти проекты не кончились ничем. Тем не менее,
второй альбом РОДМИРА "Wild And Dangerous Girl", работу над которым он
начал в 1991, звучал на английском. Два текста делегировала Рита Пушкина,
остальные сочинил Евгений Девятайкин.
В РОДМИР второго созыва вошли гитарист из Подмосковья Сергей Терентьев
(до этого он играл на танцах и в финальной версии
СЛАЙДОВ из Костромской
филармонии) и сильный певец Александр Мартынов (ранее
ЗОДЧИЕ и
КРАСНЫЙ РАССВЕТ). Альбом был записан на студии SNC Records. Записью руководил
Евгений
Трушин. С клавишными группе помог Лев Землинский из
ЛИГИ БЛЮЗА,
а барабанные партии вместо Виктора записал Александр Калашников. Альбом
оказался по звуку более жёстким и брутальным. Вся музыка, как и прежде,
была делом рук Николаева и только песню "The Winner" он сочинил напару с
Терентьевым.
Увы, издать альбом в то время не удалось, но группы не замолчала. В её
концертный состав вернулся Виктор Калашников, а постоянным клавишником
стал Роман Иванов. Следующие два года РОДМИР изредка гастролировал и
участвовал в нечастых жанровых фестивалях. Клип на его песню "Gipsy Girl"
регулярно появлялся на телеэкранах.
Сергей Терентьев, который быстро развивался как музыкант, уделял время и
другим проектам: в 1992 он недолго играл в
НОВОМ ЗАВЕТЕ, после чего уехал
на гастроли по Азии с легендарной группой
ГЮНЕШ. Таким образом, когда в
1994 альбом "Wild And Dangerous Girl" таки увидел свет усилиями компаний
Image Records и Jeff, группы опять не было на сцене. Тем не менее, диск
был отмечен экспертами Всемирной ярмарки искусств.
Следующее явление РОДМИРА народу состоялось в 1997, когда Moroz Records
издала его третий альбом "Игра без правил". Его тексты вновь звучали на
русском, касаясь тем взаимопонимания, карьеры, алкоголя и погоды - вечных
для рок-н-ролла. По музыке это опять была смесь харда и поп-рока. Альбом
был записан на студии Moroz Records (бывшая SNC). К костяку Николаева и
Калашникова присоединились молодой гитарист Александр Постников, чью
кандидатуру предложил мэтр гитары Дмитрий
Четвергов, и клавишник Василий
Ильин, до этого замеченный лишь в фолке и фолк-роке. Петь пришлось самому
Николаеву, а часть гитар записал Григорий Моисеев.
На последовавших за этим концертах занятого в других проектах Калашникова
сменил барабанщик Валерий Дедов
(экс-END ZONE). О группе вновь вспомнили
её поклонники, но, увы, экономический кризис лета 1998 снова поставил её
на грань выживания, и она ушла в тень. Сам Николаев был замечен, играющим
неведомо, что, в бэк-группе Филиппа Киркорова! Григорий Моисеев в 1995
перешёл в
ДЫМ соосноватея
КРЕМАТОРИЯ Виктора Троегубова. Терентьев годом
раньше влился в
АРИЮ, позже стал одним из самых востребованных гитаристов
тяжёлого жанра, играя с Валерием
Кипеловым и т.д., а в 2003 собрал свою
АРТЕРИЮ. Остальные участники группы пропали из виду.
С наступлением XXI века панорама российской рок-сцены, включая её тяжёлый
фланг, заметно изменилась. Новые герои вольно или невольно затмили звёзд
прошлых лет, а те, в свою очередь, менялись, пытаясь угнаться за временем
и успехом. В 2002, когда РОДМИР, казалось бы, прочно забылся, его лидер
Сергей Николаев записал и выпустил собственными силами четвёртый альбом
группы "Формула ответа". В него вошли как новые песни, так и его прежний
материал, записанный в свежих аранжировках. В записи принимали участие
сам Николаев (акустическая гитара, бас, вокал, звук) и Талгат Тухтамышев
(электрическая и акустическая гитары). В роли продюсера выступил Вадим
Пересветов, до этого работавший с
КРУИЗОМ,
БРАВО и другими артистами.
Записи РОДМИРА с тех пор не переиздавались, о самой группе давно не было
слышно, но судя по её биографии, ставить точку в этой истории ещё рано.
Андрей Бурлака
Официальный сайт группы можно найти по адресу:
www.rodmir.ru