Юpий НАУМОВ

Один из самых интересных и самобытных гитаристов страны (хотя сегодня он
и живёт за её пределами), Юрий Наумов относится к числу музыкантов, чьё
творчество с трудом поддаётся классификации и лежит вне традиционных
жанровых рамок. Его песни несут явный отпечаток гитарной культуры белого
блюза, однако, в равной мере в них слышны отголоски городского романса,
присутствуют элементы фолк-барокко и интонации бардовской песни, а тексты
обнаруживают мощный поэтический дар и нередко построены на виртуозной
игре словами и образами.
Юрий Наумов родился 3 мая 1962 в Свердловске и провёл детство в Ташкенте
и Душанбе. В 1970 его семья переехала в Новосибирск, где будущий музыкант
и окончил школу. Ещё в мае 1968, шести лет от роду, Юрий впервые услышал
песни THE BEATLES и буквально заболел музыкой. "От магнитофона меня было
не оттащить", - вспоминал он позднее.
К двенадцати годам Наумов самостоятельно освоил гитару, на слух исполняя
битловские хиты, а в 1978 стал участником школьной группы, на бас-гитаре
в которой играл учившийся двумя классами младше Дмитрий Селиванов, в
недалёком будущем сооснователь
КАЛИНОВА МОСТА и
ПРОМЫШЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ,
а также автор весьма своеобразных песен.
По окончании школы Наумов поступил в Новосибирский медицинский институт
и занятия музыкой на время забросил, хотя начиная с 1977 был завсегдатаем
студенческого клуба НЭТИ (который в ту пору был эпицентром рок-н-ролльной
жизни города), где познакомился со звукорежиссёром Александром "Мартином"
Кирилловым (позднее директором
КАЛИНОВА МОСТА), гитаристами Владимиром
Бугайцом (основателем
ЛОМБАРДА, пожалуй, наиболее авторитетной из местных
групп) и Геннадием Пестуновым (тогда участником
ЛОМБАРДА, а позже лидером
НЕБЕСНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСТВА) и т.д.
В марте 1982, под впечатлением от услышанного в общежитии НЭТИ альбома
ЗООПАРКА "Blues de Moscou" и песен Майка Науменко, Наумов начал сочинять
песни сам, а в январе 1983 собрал группу
ПРОХОДНОЙ ДВОР, в которой играли
гитарист Олег Курохтин и барабанщик Владимир Зотов. Время от времени к
ним присоединялся и Володя Бугаец.
Летом 1983 музыканты группы
А'МБА на свой страх и риск устроили в парке
близ ДК Железнодорожников, где в то время репетировали, импровизированный
рок-фестиваль, на который пригласили
ЛОМБАРД и
ПРОХОДНОЙ ДВОР. Последний
(на тот момент в составе Наумов, Зотов и упомянутый выше лидер-гитарист
Геннадий Пестунов) сорвал там бурные аплодисменты, в одночасье став одной
из самых популярных групп в Новосибирске.
Тогда же, с подачи Кириллова, который имел доступ к единственному в
городе комплекту профессиональной аппаратуры "Метроном" (он хранился в
ДК Авиаработников при аэропорту "Толмачёво"),
ПРОХОДНОЙ ДВОР за одну ночь
записал свой дебютный альбом "Депрессия", имевший шумный успех в кругах
местных меломанов и творческой интеллигенции. Сам Наумов играл на басу,
пел и был автором всех песен.
Успех, однако, имел и обратную сторону: его следствием стало давление со
стороны местных властей - в стране набирала обороты антироковая кампания
Минкульта, которая, сильно потеснив самодеятельную рок-сцену в столицах,
практически уничтожила её в том же Новосибирске. Лишённый возможности
выступать дома, Наумов распустил группу и в начале января 1985 в компании
с Зотовым отправился в Европу.
Закрепиться в Москве им не удалось, и Юрий, понимая, что обратной дороги
нет, двинулся в Питер, где его приветил известный писатель, популяризатор
отечественного рока и журналист Александр
Житинский: он оформил Наумова
на должность своего секретаря, что позволило музыканту получить прописку
и как-то выживать на первых порах.
Серия сольных выстулений 1985-1987 (чаще всего, в небольших залах или на
квартирах друзей) сделала его песни широко известными, а магнитофонные
альбомы, где они, как правило, звучат иначе, нежели на концерте - "Блюз в
тысячу дней" (1986), на котором музыкант сам исполнил партии практически
всех инструментов, и "Не поддающийся проверке" (1987), на которой Юрию
ассистировал гитарист и клавишник Михаил Секей (позже
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ),
упрочили его репутацию. Отмеченный на обложке "Не поддающегося проверке"
клавишник Марк Бомштейн
(ДЖУНГЛИ), в действительности, участия в записи
не принимал - он лишь поделился клавишными для записи на Ленфильме песни
"Театр Станиславского". "Не поддающийся проверке" удостоился диплома II
степени на представительном конкурсе магнитоальбомов журнала "Аврора",
затеянном тем же
Житинским.
Кроме того, в 1986 музыкант принял участие в постановке комедии Мольера
"Мизантроп" на сцене Театра на Таганке (режиссёр Борис Юхананов), для
которого специально сочинил несколько номеров.
На V Ленинградском Рок-фестивале (июнь 1987) Наумов получил специальный
приз "За чистоту и искренность", зимой на питерской "Мелодии" приступил
к записи песен для совместного альбома с близким ему по духу Александром
Башлачёвым (планировалось издать пластинку, на которой каждому из них
отводилось по стороне), но осуществить замысел помешала смерть
Башлачёва.
Годом позже музыкант собрал новую концертную версию
ПРОХОДНОГО ДВОРА, в
которую вошли Владимир Михайлов
(экс-ИСКУШЕНИЕ), клавишные, Олег Дегтярёв,
бас, и Борис Шавейников (оба из РОК-ШТАТА), барабаны. Их дебют состоялся
на VI Фестивале Рок-клуба в июне 1988 и был высоко оценен музыкальной
критикой и слушателями.
С уходом в сентябре 1988 Шавейникова в
АУКЦЫОН, за барабанами появился
Пётр Трощенков из
АКВАРИУМА, а техническую часть концертов обеспечивали
звукорежиссёры Вадим
"Десс" Сергеев
(экс-НАБЕРЕЖНАЯ ЛИМПОПО) и Вадим
Ракитский, однако, со временем группа стала выступать всё реже и реже, и
Наумов, ощущая некоторую холодность питерской публики (которая в ту пору
реагировала, скорее, на внешний эффект, нежели на внутренние эмоции), в
начале 1989 вновь распустил группу.
Года с 1986 Юрий Наумов начал пользоваться всё большим успехом в Москве:
по его подсчётам, именно там он сыграл две трети всех своих квартирных
концертов, поэтому центр его творческой активности постепенно сместился
в столицу. К слову, в конце 80-х в Москву перебрался и первый гитарист
ПРОХОДНОГО ДВОРА Олег Курохтин, который играл в группе
КЛАСС. Барабанщик
Зотов отметился в финальном составе
ЛОМБАРДА.
В 1989 вышел альбом "Перекати-поле", на котором с Наумовым играли пианист
Михаил Секей и гитарист Игорь Чумычкин
(99%, позднее
АЛИСА). Альбом был
нелегально записан и сведён за четыре ночи в студии Иосифа Кобзона (рядом
со станцией метро "Колхозная") в Москве - благодаря знакомству Чумычкина
с ночным сторожем студии.
В январе 1990 Наумов показал довольно любопытную программу на фестивале
"Рок-акустика 90" в Череповце. В мае
Десс с помощью Ракитского записал до
сих пор не опубликованный акустический альбом Наумова "Нет дороги назад",
состоящий из девятнадцати песен. 28 октября того же года музыкант уехал в
США и обосновался в Нью-Йорке.
Вопреки мнению скептиков, прочивших ему карьеру таксиста, Юрий продолжал
зарабатывать на жизнь исключительно музыкой, с успехом гастролировал по
Штатам, выступал в клубах Израиля, участвовал в Ben & Jerry Rock Festival
(1994, Вермонт, США) и Bergen Blues Festival (1996, Берген, Норвегия), а
начиная с 1994 регулярно наведывается в Россию, выступая, как правило, в
небольших залах перед хранящими ему верность почитателями.
В 1995 он выпустил первый в запланированной им серии альбомов-настроений
"Violet" ("Фиолетовый альбом)". В том же году на компакт-дисках (FeeLee)
и кассетах (ЗеКо) был выпущен альбом "Московский буги" - запись концерта
в знаменитой Горбушке, московском ДК им. Горбунова. Сразу по его выходе
Наумов заявил, что считает альбом пиратским (организовавшая концерт и
располагавшая его записью компания FeeLee приняла решение о публикации,
оповестив об этом самого музыканта уже задним числом), поэтому в 2000 он
переиздал его в новой редакции, со своим оформлением и под собственным
лэйблом ЮН.
В 1997 в Питере был - тоже без ведома артиста - выпущен альбом "Гадкий
Утенок", включавший записи Наумова новосибирского периода, в том числе, и
с первым (1983) составом
ПРОХОДНОГО ДВОРА (Наумов, бас, вокал, Геннадий
Пестунов, гитара, Владимир Зотов, барабаны). В 1998 на компакт-дисках был
переиздан "Блюз в тысячу дней".
Весной 2001 музыкант освежил свою дискографию, выпустив инструментальный
альбом "Гитарные истории" (2001). Позже на компакт-дисках была переиздана
вся его ранняя дискография (за исключением "Депрессии"): "Не поддающийся
проверке" (2002), "Перекати-поле" (2003). В 2004 появилась новая редакция
альбома "Violet" - с иным оформлением и бонус-треками.
Питерским поклонникам Наумова долго приходилось сидеть на голодном пайке
записей: организовать концерты музыканта на его "второй родине" никак не
удавалось. Лишь в начале 2002 объединёнными усилиями газеты "Известия",
портала www.rock-n-roll.ru и других заинтересованых лиц дело стронулось с
мёртвой точки, а 17 апреля Юрий впервые с конца 80-х выступил в Питере на
сцене концертного зала "Петербургский" у Финляндского вокзала. С тех пор
Наумов начал посещать Питер чаще: в том же зале он играл в октябре 2002 и
в апреле 2004, а 8 октября 2005 дал большой концерт в знаменитом дворце
Белосельских-Белозерских.
В октябре 2004 Наумов выпустил первую часть сборника концертных записей
"Рождён чтоб играть". Часть вторая увидела свет в апреле 2005. В 2006
тему продолжил сборник концертных записей начала третьего тысячелетия
"Russian Blues Live".
27 мая 2006 Юрий почтил своим присутствием фестиваль памяти Александра
Башлачёва
в Измайловском парке Петербурга, а 28 мая 2010 вместе с
DDT, Михаилом
Башаковым,
КАЛИНОВЫМ МОСТОМ,
РОК-СЕНТЯБРЁМ и другими известными артистами
выступил на фестивале "Сашин День" в Череповце, приуроченном к 50-летию
выдающегося поэта и музыканта.
В канун полувекового юбилея самого Юрия, отмеченного большим праздничным
концертом в Москве 3 мая 2012, был издан его первый поэтический сборник
"Иная Вечность", официальная презентация которого состоялась 2 мая в
столичном культурном центре "Белые Облака".
Творчество Наумова (причём, как его гитарная техника, так и поэтический
слог) оказало значительное влияние на многих мыслящих в том же ключе
музыкантов, среди которых следует отметить питерских гитаристов и певцов
Алексея
"Поля" Полякова, Кирилла
Комарова и москвича Сергея
Калугина.
Андрей Бурлака
Официальный сайт Юрия Наумов можно найти по адресу:
http://www.yurinaumov.ru
Неофициальный, но самый информативный сайт, посвящённый его творчеству:
http://naumov.rock-club.org