В студии Издано Видео Personalia Разное Живьем
Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru Search Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru
О проекте РАДИО Контакты
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru   Архив новостей   Энциклопедия   Афиша   Шоу-Бизнес   Ссылки   Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Новости
Rock-n-Roll.ru
Энциклопедия
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Реклама
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Реклама
Rock-n-Roll.ru
Афиша
Rock-n-Roll.ru

20 июня 2025

Alpenhaus
Дискотека в "Альпенхаусе" (19:00)
ArtHall
Карабас & НЕСУРАЗНОСТИ (19:30)
Douglas
Val Dolgin (20:00)
Factory 3
Большой зал: Выпускной 2025 (18:00)
Fireball
MAKO; DJ Fiesta; караоке, тир, бильярд (19:00)
JFC Jazz Club
Dr. Don & BIG BLUES REVIVAL - blues (19:30)
Jagger
Smokie Tribute (20:00); Дискотека (22:30)
Jimi Hendrix
HOLY BLACKSMITH & LIGHT MY DOORS (20:00); THE SCARLET MEN (22:30)
Money Honey
VALBAND (21:00); HOODOO MEN (24:00)
Noisy River
Keneri Alcovel & CUBAMANIA - latino (20:15)
Police Station
Квинтет Алины Харевой (вокал, гитара, ф-но, контрабас, барабаны) - jazz (17:00)
Quokka Bar
SOUND OF SOMA - летний концерт (20:00)
Right Place
The Right Time Show & Рок-караоке (19:30)
Аврора
BRAZZAVILLE (20:00)
Гаркундель
Показ фильма Валерия Огородникова "Взломщик" и обсуждение с Олегом Гаркушей (20:00)
Гнездо глухаря
Питерский Stand Up (20:00)
ДК им. Ленсовета
Сергей Минаев с моноспектаклем "Отцы и Дети" (20:00)
Заводные Яйца
OLD GOLD - pop rock of the 70s (20:00)
Ионотека
День рождения Виктора Цоя (19:00); Нефор Party - DJ Лёня Хардкор (23:00)
Камчатка
ФИЛЬМ - песни группы "Кино" (20:00)
Квадрат
Джазовый пароход: Нижняя палуба: Квартет Алексея Попова (тенор-саксофон); Верхняя палуба: MOONSHINER & FRIENDS Андрея Воеводского (19:00)
Колизей
Концерт "Вивальди. Времена года" (19:30)
Ласточка
Большой зал: СЕРЦЕЛЕВ (19:00)
Севкабель
Frank Sinatra (20:00)
Сердце
Кантри-Марафон: RIGID COUNTRY BAND; SUNRISE; ZVERO'BOY STRING BAND; ZE БAТЛZ (Москва), а также танцевальная студия "Jiving Cats" (19:00)
Театр Эстрады
Спектакль "Шум за сценой" по пьесе Майкла Фрейна (19:00)
Цоколь 2.0
Гравитация Фест #2: SEGREGATE; 834X; FORMASBRYTER; SOLACE EMBRACE (19:00)
Черт Побери!
ЗВОНТЬЯ - день рождения группы (21:00); Rock-n-Roll Караоке (24:00)
Rock-n-Roll.ru
Афиша
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru

Переход:  Начальная страницаЭнциклопедияКQ 69


Разделы:
ДИСКОГРАФИЯ | ПЕСНИ |


Q 69

Q 69

Стремясь соответствовать заявленному в самом её названии "качеству" (от английского "quality"), группа Q 69, которая была связана с музыкальной сценой Военмеха и была одной из несомненных звёзд питерского рока первой половины 70-х, всегда держалась на гребне волны, исполняя самые свежие и интересные западные хиты, сама сочиняла неплохие песни и всегда звучала на высоком профессиональном уровне.

Q 69 появились на свет в октябре 1969 в результате слияния двух хорошо известных на тот момент групп: ЛЕТУЧЕГО ГОЛЛАНДЦА, организованного за пару лет до этого студентами Текстильного института и Корабелки, и Q 67, которые начинали ещё в эпоху джаза и диксиленда, в конце 1966 перешли на бит, а потом регулярно играли в Военмехе.

Хотя численное преимущество в оригинальном составе группы было на стороне ЛЕТУЧЕГО ГОЛЛАНДЦА, за основу её названия было взято имя Q 67 - не то в силу краткости последнего, не то из-за отсутствия случайных ассоциаций (в Питере на рубеже 70-х существовало, минимум, три группы с таким именем). Собственно, на первом концерте, 19 ноября 1969 в клубе Текстильного института, в первом отделении их объявляли как ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ, а во втором - как Q 67. Тогда на сцену вышли три бывших участника Q 67: Борис "Боб" Клочков (р.28.05.46 в Ленинграде), соло-гитара, Александр Кузьмин (р.14.05.46 в Ленинграде), ритм-гитара, вокал, и Игорь "Ян" Яновский, барабаны, а также трое ГОЛЛАНДЦЕВ: Игорь "Гарик" Крошкин (р.6.09.49 в Ленинграде), клавишные, Владимир Смирнов (р.29.06.49 в Ленинграде), бас, и Евгений "Тото" Савельев (р.5.02.49 в Ленинграде), вокал. Ещё один их старый коллега, Ростислав Дробышевский (р.14.08.50 в Ленинграде), находился за пультом.

В следующий раз они - уже как Q 69 - выступили 5 декабря в ДК "Красный Октябрь" вместе с объединёнными ФЛАМИНГО и ГАЛАКТИКОЙ. Володя Смирнов к этому времени откололся; бас-гитару взял в руки опытный Михаил Сулимов (р.4.10.47 в Ленинграде) - он заканчивал матмех ЛГУ, стартовал, играя на контрабасе джаз, а в середине 60-х отметился в СКИФАХ.

Публика приняла новую группу с неприкрытым восторгом: впрочем, это был, в известном отношении, кульминационный момент в истории питерского рока: музыка позволяла исполнителям продемонстрировать своё искусство, что, в свою очередь, провоцировало слушателей на бурное проявление своих эмоций по поводу услышанного. Рок-звёздами, как и в Британии начала 60-х, часто становились после первого же удачного концерта, а слухи разносили новости по городу, порой приукрашая реальность.

Состав столь спонтанно возникшей группы продолжал меняться от концерта к концерту: в декабре, видимо, не увидев для себя перспектив, Q 69 покинул Сулимов - впоследствии он забросил рок-н-ролл, занялся наукой, защитил докторскую диссертацию и, по слухам, эмигрировал в Финляндию. Кузьмин сменил ритм-гитару на бас. Этим, однако, процесс оптимизации состава не окончился: после Нового 1970 Года ушёл Яновский (позже всплыл в рядах АЛЬБАТРОСА), и его место занял барабанщик ЛЕТУЧЕГО ГОЛЛАНДЦА Анатолий Хачатуров (р.9.07.51 в Майкопе) - он принимал участие в первых совместных репетициях, но потом уступил пост Яну. Всё это время Q 69 базировались в клубе Текстильного института и играли там на танцах, обновляя аппарат и инструменты (часть которых была куплена у БЕЛЫХ СТРЕЛ).

Весной 1970 Q 69 и ФЛАМИНГО (официально находившиеся под запретом после их нашумевшего сэйшена в Политехе) - по линии обменов между студенческими клубами - нанесли визит в Ригу, где играли с местными группами NATURAL PRODUCT, APPLES и ZIMEL BLAZMA. Следующее лето Q 69 провели, курсируя по черноморскому побережью в окрестностях Арсаула и выступая в домах отдыха, пансионатах и санаториях. Поскольку скандал с ФЛАМИНГО повлёк за собой репрессии против всего питерского рок-н-ролла ("Ленинградская Правда" в июне разразилась грозной статьёй с говорящим многое названием "Если вам позвонит Гарик"), Q 69 отправились на Юг под вымышленными именами!

Если вам позвонит

Репертуар группы в этот период составляли в равных пропорциях бит 60-х (THE BEATLES, MANFRED MANN, Dave CLARK FIVE, HERMAN'S HERMITS, Dave DEE, DOZY BEAKY, MICK & TICH), блюз-рок (CREAM, TEN YEARS AFTER), психоделия (PROCOL HARUM, BEE GEES, FAT MATTRESS), соул (THE FOUR TOPS). Особую статью в репертуаре Q 69 составляли песни Тома Джонса - беспроигрышный вариант для концертов с преобладанием в зале прекрасного пола! По мере того, как на волнах западных радиостанций появлялись новые имена, группа примеряла их к своим возможностям и нередко брала на вооружение. Одно время немаловажным компонентом её репертуара были лихие рок-н-роллы и баллады CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL.

По возвращении домой из группы исчез Тото Савельев (хотя он как человек свободной профессии неожиданно появлялся на концертах Q 69 и много позже). В ноябре 1970 состав Q 69 пополнил ещё один сильный музыкант, флейтист и певец Алексей Яшумов (р.21.10.48) из Института культуры, благодаря чему они существенно расширили инструментальную палитру. Яшумов, в частности, блистал в "Locomotive Breath" и "Bouree" JETHRO TULL.

Q 69

В марте 1971 часть Q 69 (Клочков, Кузьмин, Яшумов и Хачатуров) вместе с братьями Гулиными (ГАЛАКТИКА) и лидером ФЛАМИНГО Аликом Исаевым сорвали аплодисменты, выступив как ФЛАМИНГО на беспрецедентном ночном сэйшене с польской группой SKALDOWE, который организовал Сергей Артёмов. Необходимо отметить, что на этом отрезке истории составы ФЛАМИНГО, ГАЛАКТИКИ и Q 69 тесно переплетались между собой, их музыканты постоянно встречались на сцене в различных сочетаниях, при необходимости подменяя друг друга, так что порой было трудно понять, а чей, собственно, концерт происходит!

Весной Q 69 переехали в клуб "Корабел" в Автово и после месяца репетиций показали там вызвавшую настоящий ажиотаж программу. в которой звучало двадцать новых номеров, включая "Wring That Neck" DEEP PURPLE, новый хит битлов "Here Comes The Sun" и т.д. Лето они в "модифицированном" составе (на басу Алик Исаев из ФЛАМИНГО, а за барабанами сначала Валерий Лебедев из ГАЛАКТИКИ, а потом Владимир Кувалдин из ФЛАМИНГО) провели в южном студенческом лагере Корабелки в Гудауте.

Q 69

Весь следующий сезон Q 69 интенсивно концертировали по всему городу: они играли в Военмехе, Университете, Корабелке, Макаровке, Академии им. М.В. Фрунзе, Педагогическом институте, различных НИИ и т.д. Периодически к ним присоединялся Тото Савельев, а чисто западный репертуар начали разбавлять первые собственные песни: "Значит, всё это было обманом", "Тёмно-синие глаза" и т.д.; помимо того, они играли хит ЛЕТУЧЕГО ГОЛЛАНДЦА "Последний день Помпеи".

Лето 1972 Q 69 - с подачи служившего в областной филармонии менеджера Юрия Белишкина - снова провели в Гудауте. На этот раз, поехать не смогли Клочков и Яшумов, поэтому состав группы усилил Игорь "Шакура" Ефимов из пушкинской группы PHANTOMS - он пел и играл на гитаре и перкуссии. Хотя осенью Q 69 воссоединились, Ефимов задержался в их рядах ещё на пару лет.

Следующий сезон группа провела примерно в том же режиме - единственным отличием стало то, что на ноябрь-декабрь они с аппаратом перебрались во Всеволожск и играли в тамошнем клубе до тех пор, пока клуб не ограбили, в результате чего Q 69 лишились своего усилителя и другого имущества - увы, жулики разных мастей сопровождали рок-н-ролл с момента его рождения, причём, не только в Советском Союзе... К счастью, на работоспособности Q 69 кража не особо сказалась, и они продолжали выступать везде, куда их звали, с прежним энтузиазмом и энергией.

Q 69

К этому времени репертуар группы существенно изменился. Веяния времени требовали не столько свежих каверов, сколько чего-то оригинального. Q 69 (как и ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ ранее) всегда стремились разбавлять фирму своим материалом, и со временем его становилось всё больше. В творчестве себя пробовали Кузьмин, Савельев, Хачатуров, которые сочиняли песни на стихи одноклассника Гарика по 239-й школе Володи Теровского или его соученика по Корабелке Лазаря Мармура, а сам Крошкин включал в соавторы Эдгара По, Уистена Одена, Томаса Харди и даже Мишеля Леграна!

На лето 1973 Q 69 пригласили в популярные у питерской молодёжи Юкки (где в конце мая состоялся знаменитый ночной фестиваль, организованный Игорем Солуяновым из ШЕСТОГО ЧУВСТВА); они успели сыграть там всего пару раз, но что-то не заладилось, и группа вернулась в город. В конце июня Толика Хачатурова, который к этому времени окончил институт, призвали на флот, и он на три года выпал из жизни, а перед группой в очередной раз встала кадровая проблема.

Один концерт с ними отыграл Валерий Лебедев. Потом за барабанные палочки взялся Ефимов, а гитаристом стал ещё один музыкант из Пушкина и участник PHANTOMS Владимир Болдаков. Он, правда, не прижился и к концу лета пропал из виду. Q 69 остались впятером.

Всю осень они играли на свадьбах и вечерах отдыха, в ноябре перебрались в Институт водного транспорта, однако, вслед за этим Саша Кузьмин ушёл в АЛЬБАТРОС, а Q 69 на протяжение следующего года подолгу репетировали, но редко появлялись на публике. В марте 1974 повестка из военкомата настигла Гарика Крошкина, после чего Q 69, фактически, распались, а почти все музыканты занялись работой согласно институтским дипломам.

Весной 1977, когда Крошкин вернулся в Питер, времена для рок-н-ролла были непростые, на плаву осталось всего три-четыре имени из тех, кто был на виду в первой половине 70-х, а звёзд той эпохи разбросало по кабакам и провинциальным филармониям. Не избежали этого поветрия и участники Q 69: в марте 1977 Крошкин, Кузьмин и Дробышевский улетели в Якутию и следующие полгода играли в одном из ресторанов далёкого Алдана в компании местных музыкантов.

По возвращении домой Кузьмин завязал с музыкой, однако, в ноябре Клочков, Крошкин и Дробышевский решили возродить Q 69 - по логике вещей, группу следовало назвать Q 77! Из ветеранов к ним присоединился только Яшумов, а остальные вакансии заняли молодые музыканты: Евгений Пескин, гитара, Михаил Воробьёв, бас, и Олег "Алик" Калинин, барабаны. Пескин до этого играл со студенческой группой PRO ET CONTRA; Воробьёв учился на юрфаке в ЛГУ и ничем особым себя не проявил, а Калинин был заметной личностью в Пушкине и младшим братом барабанщика АРГОНАВТОВ Володи.

Они репетировали на фабрике-булочной, куда устроились через какого-то знакомого, пытаясь собрать работоспособный состав. Воробьёв через месяц ушёл, и его сменил Николай Журавлёв, бас, гитара, который работал вместе с Клочковым в НПО "Буревестник". Весной 1978, однако, ушли и он, и Алик Калинин (позже он небезуспешно устраивал сэйшена, играл в ХАМЕЛЕОНЧИКЕ ЗА и ПУТЕШЕСТВИИ) - новыми участниками Q 69 стали братья-близнецы Вячеслав Шамаев, бас, и Сергей Шамаев, барабаны. Они начинали в Электротехническом институте с группой ЛАБИРИНТ (где, кстати, дебютировал будущий клавишник АРГОНАВТОВ и СТРАННЫХ ИГР Коля Гусев). Кроме того, Крошкин снова позвал петь в Q 69 старого приятеля Игоря Ефимова.

В середине 1978 заместитель проректора Корабелки пригласил группу в клуб института, и Q 69 вернулись в "Корабел". Той же осенью, однако, они снова распались: Клочков, Яшумов и Дробышевский покинули музыку, а Шамаевы ушли в ТЕХ.ПОМОЩЬ, которую собрал автор-исполнитель Сергей "Славянин" Сидорин (в 1988 они организовали арт-хардовую ПАУТИНУ).

Оставшись втроём, Крошкин, Ефимов и Пескин, тем не менее, решили сделать ещё одну попытку. В группу, которая неофициально называлась Q 79, вошли певец Михаил Афанасьев, работавший в ДК им. Дзержинского, а немного позже бас-гитарист Ростислав Гловацкий (он тогда играл со своей группой из общежития Корабелки) и барабанщик Владимир Тимофеев из ВРЕМЕНИ, игравшего на танцах в Пушкине. У них был обширный репертуар, включавший как хиты золотой эпохи британского рока (MARMALADE, Spencer DAVIES GROUP, THE MOVE, THE ROLLING STONES), так и более свежий поп-материал (EAGLES, Элтон Джон, 10CC), номера BEE GEES времён диско, десяток своих песен и даже быстро входившую в моду МАШИНУ ВРЕМЕНИ.

Впрочем, особо продуктивным этот период в их биографии назвать можно было едва ли: широкие народные массы слушали BONEY M и Пугачёву, продвинутую молодёжь интересовали панк и новая волна, дискотеки неуклонно вытесняли вечера отдыха с живым звуком, а сэйшена чаще срывались, нежели успешно доходили до финальных аккордов. В феврале 1980 отпали Ефимов и Тимофеев; за барабаны пришёл бывший коллега Афанасьева Валерий Гаранин. В следующем декабре группу покинули Пескин и Гловацкий, которых сменили Александр Новиков (в первой половине 70-х он играл на сцене Военмеха с ЛОТОСОМ), лидер-гитара, и Евгений Ваймер (выпускник музучилища им. Чайковского в Алма-Ате), бас, но этот состав, не успев сработаться, в том же месяце распался, когда Ваймеру предложили работу в Минске. Новиков воссоединился с товарищами по ЛОТОСУ в ресторане "Север", а в конце 80-х недолго играл в МИФАХ.

Финальная версия Q 79 в составе: Крошкин, Афанасьев, Гаранин, вернувшийся Пескин и бас-гитарист Владимир "Вавила" Сизов (ансамбль Золтана Локкера и т.п.) три месяца отработала в Ленконцерте и распалась 1 апреля 1981 - ровно через три недели после открытия Ленинградского Рок-клуба. Правда, тем, кто смотрел на музыку как на профессию, он, в любом случае, помочь ничем не мог.

Движущая сила Q 69 на протяжение всей их бурной и крайне запутанной биографии, Гарик Крошкин оставался в музыке ещё долго, хотя играл лишь в ресторанах. Позже он занялся административной работой, но создал студию, на которой записывает свою новую и старую музыку, включая наследие Q 69. Хачатуров по возвращении с флота уехал в Майкоп, где дослужился до поста директора фабрики. Кузьмин занялся бизнесом и автогонками. Клочков делал карьеру в науке. Их соавтор Лазарь Мармур давно эмигрировал в Штаты и обосновался в Ньюарке, где вышел сборник его стихов, однако, контакты с друзьями не потерял и продолжал помогать им с текстами.

27 мая 2006, решив отметить своё шестидесятилетие с музыкой, Клочков и Кузьмин устроили грандиозный праздник в здании гребной базы Корабелки на Крестовском острове. В банкете с концертом участвовали кроме них Савельев, Исаев, Кувалдин, Лебедев, Пескин и ряд других героев 60-х. На память об этом сэйшене остался документальный фильм. Опыт был успешно повторён в сентябре 2006 и снова в сентябре, но 2009, на юбилее Крошкина.

Из других участников Q 69 на сцене долгое время оставался их последний бас-гитарист Володя Сизов: он в два захода играл в ПИКНИКЕ, а в 90-х работал с группой ДРУЖКИ. Его жизнь унёс инсульт 16 апреля 2007. Ещё в начале 90-х бессменный звукооператор группы, Ростислав Дробышевский погиб в автокатастрофе. На рубеже третьего нового тысячелетия от сердечного приступа умер Алексей Яшумов, а осенью 2009 Евгений Савельев.

Студийных записей Q 69 не делали, но в архивах музыкантов сохранилась приличная запись, сделанная на Юге летом 1970 и фрагменты их репетиций.

Андрей Бурлака

Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru


Подарите любимой цветы в стекле (в вакууме). Гарантия 5 лет.
Обновлены статьи Энциклопедии:

АЕРО ПЛАН Лёгкие и воздушные, но при этом полные энергии - в полном соответствии с аэродинамическим именем самих исполнителей - песни группы АЕРО ПЛАН, в которых лаконично-ясные мелодии сглаживают грубоватый напор пост-панка, а элементы латино, фанка и ска добавляют в этот коктейль ощущение праздника и настроение лета, стали одним из самых симпатичных явлений клубной сцены Питера в начале третьего тысячелетия.

AD LIBITUM (2) Студенческие театры и театральные студии - особая статья культурной жизни нашей страны, поскольку самодеятельная сцена могла позволить многое из того, что было невозможно в театре профессиональном, поэтому они всегда привлекали внимание не только тех, кому было тесно в рамках традиционного лицедейства, но и художников-экспериментаторов и уж, конечно, музыкантов.

HIPERBOLE Несмотря на название, которое предполагало некое преувеличение или даже искусственное раздувание собственной значимости, группа HIPERBOLE, которая существовала в тогда ещё советской Литве, была довольно типичным явлением: она играла лёгкую и жизнерадостную музыку, отличаясь от героев официальной эстрады разве что свободой в выборе тем и пренебрежением к сложившихся там традиций.

ПРОВИНЦИЯ (2) Интересно, что где бы ни возникали группы, бравшие имя ПРОВИНЦИЯ (а они имелись даже в Питере и Москве), их творческое начало непременно уходило корнями вглубь музыкальных традиций, намекая тем самым, что провинция - понятие не столько географическое, сколько жанровое: там реже идут на эксперименты и чаще совершенствуют стиль.

STEAM Акустический дуэт с промышленным названием STEAM возник в Петербурге в середине богатых на разные эксперименты 90-х и в определённом смысле стал продолжением развития группу SAMKHA, которая сочиняла и играла то, что её участники понимали как world music, смешение этнических культур различных народов.

НЕЧТО Группа с расплывчатым, но при этом довольно точно отвечающим её музыке и отчасти судьбе названием НЕЧТО (позже оно - как и форма - менялось, оставляя прежним лишь художественный метод) появилась на излёте 80-х в индустриальном кораблестроительном Северодвинске и при этом черпала вдохновение в арт-роке, психоделии, нео-классике, фолке, но известности добилась, в большей степени, благодаря записям, а не концертам.

Добавлены свежие картинки:
Rock-n-Roll.ru
© 2001-2014 Rock-n-Roll.ru. All rights reserved.