Q 69

Стремясь соответствовать заявленному в самом её названии "качеству" (от
английского "quality"), группа Q 69, которая была связана с музыкальной
сценой Военмеха и была одной из несомненных звёзд питерского рока первой
половины 70-х, всегда держалась на гребне волны, исполняя самые свежие и
интересные западные хиты, сама сочиняла неплохие песни и всегда звучала
на высоком профессиональном уровне.
Q 69 появились на свет в октябре 1969 в результате слияния двух хорошо
известных на тот момент групп:
ЛЕТУЧЕГО ГОЛЛАНДЦА, организованного за
пару лет до этого студентами Текстильного института и Корабелки, и
Q 67,
которые начинали ещё в эпоху джаза и диксиленда, в конце 1966 перешли на
бит, а потом регулярно играли в Военмехе.
Хотя численное преимущество в оригинальном составе группы было на стороне
ЛЕТУЧЕГО ГОЛЛАНДЦА, за основу её названия было взято имя
Q 67 - не то в
силу краткости последнего, не то из-за отсутствия случайных ассоциаций (в
Питере на рубеже 70-х существовало, минимум, три группы с таким именем).
Собственно, на первом концерте, 19 ноября 1969 в клубе Текстильного
института, в первом отделении их объявляли как
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ, а во
втором - как
Q 67. Тогда на сцену вышли три бывших участника
Q 67: Борис
"Боб" Клочков (р.28.05.46 в Ленинграде), соло-гитара, Александр Кузьмин
(р.14.05.46 в Ленинграде), ритм-гитара, вокал, и Игорь "Ян" Яновский,
барабаны, а также трое
ГОЛЛАНДЦЕВ: Игорь "Гарик" Крошкин (р.6.09.49 в
Ленинграде), клавишные, Владимир Смирнов (р.29.06.49 в Ленинграде), бас,
и Евгений "Тото" Савельев (р.5.02.49 в Ленинграде), вокал. Ещё один их
старый коллега, Ростислав Дробышевский (р.14.08.50 в Ленинграде),
находился за пультом.
В следующий раз они - уже как Q 69 - выступили 5 декабря в ДК "Красный
Октябрь" вместе с объединёнными
ФЛАМИНГО и
ГАЛАКТИКОЙ. Володя Смирнов к
этому времени откололся; бас-гитару взял в руки опытный Михаил Сулимов
(р.4.10.47 в Ленинграде) - он заканчивал матмех ЛГУ, стартовал, играя на
контрабасе джаз, а в середине 60-х отметился в
СКИФАХ.
Публика приняла новую группу с неприкрытым восторгом: впрочем, это был,
в известном отношении, кульминационный момент в истории питерского рока:
музыка позволяла исполнителям продемонстрировать своё искусство, что, в
свою очередь, провоцировало слушателей на бурное проявление своих эмоций
по поводу услышанного. Рок-звёздами, как и в Британии начала 60-х, часто
становились после первого же удачного концерта, а слухи разносили новости
по городу, порой приукрашая реальность.
Состав столь спонтанно возникшей группы продолжал меняться от концерта к
концерту: в декабре, видимо, не увидев для себя перспектив, Q 69 покинул
Сулимов - впоследствии он забросил рок-н-ролл, занялся наукой, защитил
докторскую диссертацию и, по слухам, эмигрировал в Финляндию. Кузьмин
сменил ритм-гитару на бас. Этим, однако, процесс оптимизации состава не
окончился: после Нового 1970 Года ушёл Яновский (позже всплыл в рядах
АЛЬБАТРОСА), и его место занял барабанщик
ЛЕТУЧЕГО ГОЛЛАНДЦА Анатолий
Хачатуров (р.9.07.51 в Майкопе) - он принимал участие в первых совместных
репетициях, но потом уступил пост Яну. Всё это время Q 69 базировались в
клубе Текстильного института и играли там на танцах, обновляя аппарат и
инструменты (часть которых была куплена у
БЕЛЫХ СТРЕЛ).
Весной 1970 Q 69 и
ФЛАМИНГО (официально находившиеся под запретом после
их нашумевшего сэйшена в Политехе) - по линии обменов между студенческими
клубами - нанесли визит в Ригу, где играли с местными группами
NATURAL PRODUCT,
APPLES и
ZIMEL BLAZMA. Следующее лето Q 69 провели, курсируя по
черноморскому побережью в окрестностях Арсаула и выступая в домах отдыха,
пансионатах и санаториях. Поскольку скандал с
ФЛАМИНГО повлёк за собой
репрессии против всего питерского рок-н-ролла ("Ленинградская Правда" в
июне разразилась грозной статьёй с говорящим многое названием "Если вам
позвонит Гарик"), Q 69 отправились на Юг под вымышленными именами!

Репертуар группы в этот период составляли в равных пропорциях бит 60-х
(THE BEATLES, MANFRED MANN, Dave CLARK FIVE, HERMAN'S HERMITS, Dave DEE,
DOZY BEAKY, MICK & TICH), блюз-рок (CREAM, TEN YEARS AFTER), психоделия
(PROCOL HARUM, BEE GEES, FAT MATTRESS), соул (THE FOUR TOPS). Особую
статью в репертуаре Q 69 составляли песни Тома Джонса - беспроигрышный
вариант для концертов с преобладанием в зале прекрасного пола! По мере
того, как на волнах западных радиостанций появлялись новые имена, группа
примеряла их к своим возможностям и нередко брала на вооружение. Одно
время немаловажным компонентом её репертуара были лихие рок-н-роллы и
баллады CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL.
По возвращении домой из группы исчез Тото Савельев (хотя он как человек
свободной профессии неожиданно появлялся на концертах Q 69 и много позже).
В ноябре 1970 состав Q 69 пополнил ещё один сильный музыкант, флейтист и
певец Алексей Яшумов (р.21.10.48) из Института культуры, благодаря чему
они существенно расширили инструментальную палитру. Яшумов, в частности,
блистал в "Locomotive Breath" и "Bouree" JETHRO TULL.

В марте 1971 часть Q 69 (Клочков, Кузьмин, Яшумов и Хачатуров) вместе с
братьями Гулиными
(ГАЛАКТИКА) и лидером
ФЛАМИНГО Аликом Исаевым сорвали
аплодисменты, выступив как
ФЛАМИНГО на беспрецедентном ночном сэйшене с
польской группой SKALDOWE, который организовал Сергей Артёмов. Необходимо
отметить, что на этом отрезке истории составы
ФЛАМИНГО,
ГАЛАКТИКИ и Q 69
тесно переплетались между собой, их музыканты постоянно встречались на
сцене в различных сочетаниях, при необходимости подменяя друг друга, так
что порой было трудно понять, а чей, собственно, концерт происходит!
Весной Q 69 переехали в клуб "Корабел" в Автово и после месяца репетиций
показали там вызвавшую настоящий ажиотаж программу. в которой звучало
двадцать новых номеров, включая "Wring That Neck" DEEP PURPLE, новый хит
битлов "Here Comes The Sun" и т.д. Лето они в "модифицированном" составе
(на басу Алик Исаев из
ФЛАМИНГО, а за барабанами сначала Валерий Лебедев из
ГАЛАКТИКИ, а потом Владимир Кувалдин из
ФЛАМИНГО) провели в южном
студенческом лагере Корабелки в Гудауте.

Весь следующий сезон Q 69 интенсивно концертировали по всему городу: они
играли в Военмехе, Университете, Корабелке, Макаровке, Академии им. М.В.
Фрунзе, Педагогическом институте, различных НИИ и т.д. Периодически к ним
присоединялся Тото Савельев, а чисто западный репертуар начали разбавлять
первые собственные песни: "Значит, всё это было обманом", "Тёмно-синие
глаза" и т.д.; помимо того, они играли хит
ЛЕТУЧЕГО ГОЛЛАНДЦА "Последний
день Помпеи".
Лето 1972 Q 69 - с подачи служившего в областной филармонии менеджера
Юрия
Белишкина - снова провели в Гудауте. На этот раз, поехать не смогли
Клочков и Яшумов, поэтому состав группы усилил Игорь "Шакура" Ефимов из
пушкинской группы
PHANTOMS - он пел и играл на гитаре и перкуссии. Хотя
осенью Q 69 воссоединились, Ефимов задержался в их рядах ещё на пару лет.
Следующий сезон группа провела примерно в том же режиме - единственным
отличием стало то, что на ноябрь-декабрь они с аппаратом перебрались во
Всеволожск и играли в тамошнем клубе до тех пор, пока клуб не ограбили,
в результате чего Q 69 лишились своего усилителя и другого имущества -
увы, жулики разных мастей сопровождали рок-н-ролл с момента его рождения,
причём, не только в Советском Союзе... К счастью, на работоспособности
Q 69 кража не особо сказалась, и они продолжали выступать везде, куда их
звали, с прежним энтузиазмом и энергией.

К этому времени репертуар группы существенно изменился. Веяния времени
требовали не столько свежих каверов, сколько чего-то оригинального. Q 69
(как и
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ ранее) всегда стремились разбавлять фирму своим
материалом, и со временем его становилось всё больше. В творчестве себя
пробовали Кузьмин, Савельев, Хачатуров, которые сочиняли песни на стихи
одноклассника Гарика по 239-й школе Володи Теровского или его соученика
по Корабелке Лазаря Мармура, а сам Крошкин включал в соавторы Эдгара По,
Уистена Одена, Томаса Харди и даже Мишеля Леграна!
На лето 1973 Q 69 пригласили в популярные у питерской молодёжи Юкки (где
в конце мая состоялся знаменитый ночной фестиваль, организованный Игорем
Солуяновым из
ШЕСТОГО ЧУВСТВА); они успели сыграть там всего пару раз, но
что-то не заладилось, и группа вернулась в город. В конце июня Толика
Хачатурова, который к этому времени окончил институт, призвали на флот,
и он на три года выпал из жизни, а перед группой в очередной раз встала
кадровая проблема.
Один концерт с ними отыграл Валерий Лебедев. Потом за барабанные палочки
взялся Ефимов, а гитаристом стал ещё один музыкант из Пушкина и участник
PHANTOMS Владимир Болдаков. Он, правда, не прижился и к концу лета пропал
из виду. Q 69 остались впятером.
Всю осень они играли на свадьбах и вечерах отдыха, в ноябре перебрались
в Институт водного транспорта, однако, вслед за этим Саша Кузьмин ушёл в
АЛЬБАТРОС, а Q 69 на протяжение следующего года подолгу репетировали, но
редко появлялись на публике. В марте 1974 повестка из военкомата настигла
Гарика Крошкина, после чего Q 69, фактически, распались, а почти все
музыканты занялись работой согласно институтским дипломам.
Весной 1977, когда Крошкин вернулся в Питер, времена для рок-н-ролла были
непростые, на плаву осталось всего три-четыре имени из тех, кто был на
виду в первой половине 70-х, а звёзд той эпохи разбросало по кабакам и
провинциальным филармониям. Не избежали этого поветрия и участники Q 69:
в марте 1977 Крошкин, Кузьмин и Дробышевский улетели в Якутию и следующие
полгода играли в одном из ресторанов далёкого Алдана в компании местных
музыкантов.
По возвращении домой Кузьмин завязал с музыкой, однако, в ноябре Клочков,
Крошкин и Дробышевский решили возродить Q 69 - по логике вещей, группу
следовало назвать Q 77! Из ветеранов к ним присоединился только Яшумов,
а остальные вакансии заняли молодые музыканты: Евгений Пескин, гитара,
Михаил Воробьёв, бас, и Олег "Алик" Калинин, барабаны. Пескин до этого
играл со студенческой группой
PRO ET CONTRA; Воробьёв учился на юрфаке в
ЛГУ и ничем особым себя не проявил, а Калинин был заметной личностью в
Пушкине и младшим братом барабанщика
АРГОНАВТОВ Володи.
Они репетировали на фабрике-булочной, куда устроились через какого-то
знакомого, пытаясь собрать работоспособный состав. Воробьёв через месяц
ушёл, и его сменил Николай Журавлёв, бас, гитара, который работал вместе
с Клочковым в НПО "Буревестник". Весной 1978, однако, ушли и он, и Алик
Калинин (позже он небезуспешно устраивал сэйшена, играл в
ХАМЕЛЕОНЧИКЕ ЗА и
ПУТЕШЕСТВИИ) - новыми участниками Q 69 стали братья-близнецы Вячеслав
Шамаев, бас, и Сергей Шамаев, барабаны. Они начинали в Электротехническом
институте с группой
ЛАБИРИНТ (где, кстати, дебютировал будущий клавишник
АРГОНАВТОВ и
СТРАННЫХ ИГР Коля Гусев). Кроме того, Крошкин снова позвал
петь в Q 69 старого приятеля Игоря Ефимова.
В середине 1978 заместитель проректора Корабелки пригласил группу в клуб
института, и Q 69 вернулись в "Корабел". Той же осенью, однако, они снова
распались: Клочков, Яшумов и Дробышевский покинули музыку, а Шамаевы ушли в
ТЕХ.ПОМОЩЬ, которую собрал автор-исполнитель Сергей
"Славянин" Сидорин
(в 1988 они организовали арт-хардовую
ПАУТИНУ).
Оставшись втроём, Крошкин, Ефимов и Пескин, тем не менее, решили сделать
ещё одну попытку. В группу, которая неофициально называлась Q 79, вошли
певец Михаил Афанасьев, работавший в ДК им. Дзержинского, а немного позже
бас-гитарист Ростислав Гловацкий (он тогда играл со своей группой из
общежития Корабелки) и барабанщик Владимир Тимофеев из
ВРЕМЕНИ, игравшего
на танцах в Пушкине. У них был обширный
репертуар, включавший как хиты золотой эпохи британского рока (MARMALADE,
Spencer DAVIES GROUP, THE MOVE, THE ROLLING STONES), так и более свежий
поп-материал (EAGLES, Элтон Джон, 10CC), номера BEE GEES времён диско,
десяток своих песен и даже быстро входившую в моду
МАШИНУ ВРЕМЕНИ.
Впрочем, особо продуктивным этот период в их биографии назвать можно было
едва ли: широкие народные массы слушали BONEY M и Пугачёву, продвинутую
молодёжь интересовали панк и новая волна, дискотеки неуклонно вытесняли
вечера отдыха с живым звуком, а сэйшена чаще срывались, нежели успешно
доходили до финальных аккордов. В феврале 1980 отпали Ефимов и Тимофеев;
за барабаны пришёл бывший коллега Афанасьева Валерий Гаранин. В следующем
декабре группу покинули Пескин и Гловацкий, которых сменили Александр
Новиков (в первой половине 70-х он играл на сцене Военмеха с
ЛОТОСОМ),
лидер-гитара, и Евгений Ваймер (выпускник музучилища им. Чайковского в
Алма-Ате), бас, но этот состав, не успев сработаться, в том же месяце
распался, когда Ваймеру предложили работу в Минске. Новиков воссоединился
с товарищами по
ЛОТОСУ в ресторане "Север", а в конце 80-х недолго играл в
МИФАХ.
Финальная версия Q 79 в составе: Крошкин, Афанасьев, Гаранин, вернувшийся
Пескин и бас-гитарист Владимир "Вавила" Сизов (ансамбль Золтана
Локкера
и т.п.) три месяца отработала в Ленконцерте и распалась 1 апреля 1981 -
ровно через три недели после открытия Ленинградского Рок-клуба. Правда,
тем, кто смотрел на музыку как на профессию, он, в любом случае, помочь
ничем не мог.
Движущая сила Q 69 на протяжение всей их бурной и крайне запутанной
биографии, Гарик Крошкин оставался в музыке ещё долго, хотя играл лишь в
ресторанах. Позже он занялся административной работой, но создал студию,
на которой записывает свою новую и старую музыку, включая наследие Q 69.
Хачатуров по возвращении с флота уехал в Майкоп, где дослужился до поста
директора фабрики. Кузьмин занялся бизнесом и автогонками. Клочков делал
карьеру в науке. Их соавтор Лазарь Мармур давно эмигрировал в Штаты и
обосновался в Ньюарке, где вышел сборник его стихов, однако, контакты с
друзьями не потерял и продолжал помогать им с текстами.
27 мая 2006, решив отметить своё шестидесятилетие с музыкой, Клочков и
Кузьмин устроили грандиозный праздник в здании гребной базы Корабелки на
Крестовском острове. В банкете с концертом участвовали кроме них Савельев,
Исаев, Кувалдин, Лебедев, Пескин и ряд других героев 60-х. На память об
этом сэйшене остался документальный фильм. Опыт был успешно повторён в
сентябре 2006 и снова в сентябре, но 2009, на юбилее Крошкина.
Из других участников Q 69 на сцене долгое время оставался их последний
бас-гитарист Володя Сизов: он в два захода играл в
ПИКНИКЕ, а в 90-х
работал с группой
ДРУЖКИ. Его жизнь унёс инсульт 16 апреля 2007. Ещё в
начале 90-х бессменный звукооператор группы, Ростислав Дробышевский погиб
в автокатастрофе. На рубеже третьего нового тысячелетия от сердечного
приступа умер Алексей Яшумов, а осенью 2009 Евгений Савельев.
Студийных записей Q 69 не делали, но в архивах музыкантов сохранилась
приличная запись, сделанная на Юге летом 1970 и фрагменты их репетиций.
Андрей Бурлака