КУКЛА

Основатель группы КУКЛА, недолго блиставшей в Питере на рубеже 90-х, но
оставившей на память о себе два альбома интересных песен, продолжающих
звучать актуально и годы спустя, Андрей Магдич родился 12 июня 1963 в
Днепропетровске, но рос в Волжском, одном из крупнейших индустриальных
городов Нижнего Поволжья, с юных лет увлекался музыкой, а после школы и
армии поступил на факультет журналистики Волгоградского Университета, где
собрал группу
ХАМЕЛЕОН, альбом которой "Метаморфозы" (1987) отправил на
конкурс магнитоальбомов, объявленный питерским журналом "Аврора".
Несмотря на шквал записей, обрушившихся на редакцию, "Метаморфозы" там не
затерялись, получив диплом III степени (наряду с
МИФАМИ, Алёшей
Вишней,
ДЕТЯМИ,
ГОГЕНОМ,
СЕДЬМОЙ СТУПЕНЬЮ и другими хорошими группами) и высокую
оценку из уст Рок-Дилетанта Александра
Житинского. Успех подвиг Магдича,
который успел сменить
ХАМЕЛЕОН на
КРАСНЫЙ КРЕСТ, бросить после третьего
курса журфак и, не имея ясных перспектив, в сентябре 1988 податься на
берега Невы.
Как и любому мигранту, в чужом городе Магдичу пришлось туго: не было
жилья, прописки и средств к существованию. Логика событий привела его в
сквер у Казанского собора, где в то время паслась разношёрстная публика:
хиппи, панки, музыканты разных стилей, политические радикалы, городские
сумасшедшие и непризнанные поэты. Андрей пел там под гитару и вскоре
добился популярности у местной публики: у него появились многочисленные
знакомые и небольшие деньги. В этот период родился цикл навеянных новым
опытом песен, позже получивший имя "Казанский собор".
Как-то раз в октябре Магдича услышал случайно проходивший мимо гитарист
Валерий Воробьёв, который к тому времени окончил химический факультет
Университета и набрался кое-какого музыкального опыта, играя в школьной
группе
ЦИКЛОТРОН, более взрослом
ДИАГНОЗЕ 213 и безымянном ВИА с танкера
"Кавказ" (где он занимал должность второго механика), а также занимался
гитарой под руководством маститого Александра
Ляпина.
Воробьёв предложил Магдичу объединиться с его группой, которая имела свой
аппарат и репетиционную точку в ДК им. Газа. Поначалу в группу входили
Валерий Воробьёв, лидер-гитара, Андрей Магдич, бас, вокал, его сподвижник
по посиделкам у Казани Александр "Слон" Смирнов
(экс-БЛИК), ритм-гитара, и коллега
Воробьёва по
ДИАГНОЗУ 213 Игорь "Горлопан" Левченков, барабаны, бэк-вокал.
Вскоре выяснилось, что Слон до общего уровня не дотягивает. Он
ушёл, вскоре всплыл в группе
UNDERGROUND, а потом переключился на
кантри и кавера, выступая с
FINESTREET,
HOOX и т.д.
Гитаристом стал старинный знакомый Воробьёва Максим Серебренников, а
за звукооператорский пульт был приглашён бывший бас-гитарист
ДИАГНОЗА 213
Дмитрий "Фукс" Благов. Тогда же они взяли имя КУКЛА (от названия
ХАМЕЛЕОН
Магдич решил отказаться, узнав, что в Питере существовал
ХАМЕЛЕОНЧИК ЗА, а
ДИАГНОЗ 213 тоже не внушал оптимизма) и переехали из ДК им. Газа в клуб
фабрики им. Желябова на Васильевском острове.
В апреле 1989 КУКЛА отпраздновала полугодовой юбилей и, наконец, вступила
в Рок-клуб, хотя никаких дивидендов это ей не принесло. К маю, решив, что
музыка будет для них основным делом жизни, все участники группы уволились
с работы. На протяжение весны они провели несколько гастролей по стране,
наиболее запомнившейся из которых стала поездка (по договору с профсоюзом
речников) на маленьком теплоходе по Северо-Западу России (Ленинградская,
Новгородская и Вологодская области).
На судно была погружена аппаратура КУКЛЫ и два магнитофона "Астра 209", с
помощью которых музыканты, работая исключительно по ночам, записали свой
дебютный альбом "Казанский собор", соединивший мрачноватые, но остроумные
и точные зарисовки повседневной жизни молодёжи с жёстким рок-н-ролльным
драйвом.
На VIII фестиваль Рок-клуба КУКЛУ не взяли, и огорчённые музыканты взяли
тайм-аут, чтобы подготовить вторую программу - благо, песен было много.
Потом они съездили в Молдавию на какое-то комсомольские мероприятие, где
под проливным дождём играли на стадионе вместе с
СЕЗОНОМ ДОЖДЕЙ. Финалом
бурного лета стал авантюрный вояж в Сочи с
БУРАТИНО-БЭНДОМ и
КРЕМАТОРОМ.
Отыграв там на танцах, группа вернулась в Питер.
18 сентября 1989 КУКЛА на вполне законных основаниях приняла участие в I
фестивале лауреатов конкурса журнала "Аврора" (вместе с
БЕГЛЕЦОМ,
КЛУБОМ КАВАЛЕРА ГЛЮКА и
музыкантами из Исландии). На этом концерте с группой в первый раз играл
саксофонист Геннадий Кашпировский (ходили слухи, что он
младший брат известного экстрасенса) - позднее выяснилось, что настоящая
фамилия Гены Жайворонко, и он в своё время учился у знаменитого Сергея
Гурбелошвили
(АЛЛЕГРО).
В октябре в Театре Эстрады состоялся крайне пёстрый по составу конкурс
"Хит-парад Надежд 89". Приняв в нём участие, КУКЛА неожиданно пришла к
финалу второй, обойдя матёрых
МИФОВ, модного Алёшу
Вишню и массу других
исполнителей. После этого группа начала готовиться к записи следующего
альбома.
Несмотря на все сложности, КУКЛА записала альбом "Хочется любви" (1990)
практически без накладок и обработки звука, прямо на репетиционной точке
с помощью приставки "Нота", хотя позже Серебренников своими руками собрал
восьмиканальный магнитофон, на котором были записаны два последних трека
группы. Жайворонко пропал на полдороге, а вернувшегося к строительству
Левченкова сменил Владимир Шумахер
(экс-МИСС А.,
ПЕПЕЛ, параллельно в
СПОКОЙНЫХ НОЧАХ), а в начале 1990 Николай Першин
(экс-ОРКЕСТР А,
ДЕТИ).

К середине года, однако, над группой сгустились тучи: стимулировавший
свою психику всеми доступными средствами Магдич всё больше терял контакт
с коллегами по группе; затеянные им поиски бас-гитариста (он хотел стать
освобождённым певцом) успеха не имели, а организовать концерты даже для
звёзд Высшей Лиги становилось делом проблематичным. Третий альбом КУКЛЫ
был начат, но так и не завершён.
Першин ушёл в
БУРАТИНО, и последний концерт, который состоялся в сентябре
1990 в военной части в Сертолово (он был организован с помощью Владимира
Атаманенко, выездным оператором у которого тогда работал Макс), с КУКЛОЙ
снова отыграл Игорь Левченков. После этого пути музыкантов окончательно и
бесповоротно разошлись.
Магдич долгое время общался со Славой Задерием, приглашавшим его в
НАТЕ!.
Он едва не стал участником
ЗООПАРКА (в 1990 в очередной раз оставшегося
без бас-гитариста), а в сентябре 1991, уже после смерти Майка Науменко,
попытался возродить КУКЛУ в составе: он сам, Владимир Козлов
(экс-СЛМР),
гитара, Пётр Акимов
(ВЫХОД,
КЛУБ КАВАЛЕРА ГЛЮКА), виолончель, и Валерий
Кирилов
(экс-ЗООПАРК), барабаны. Затея успеха не имела, а Андрей Магдич
большую часть 90-х провёл среди пациентов психиатрической больницы N 2 на
Пряжке.
Валера Воробьёв, на пару лет покинув рок-н-ролл, защитил кандидатскую
диссертацию по химии, позднее отыграл четыре года с
БУРАТИНО, а в феврале
1995 стал сооснователем блюз-бэнда
НИЖЕ НУЛЯ, в репертуар которых принёс
множество песен КУКЛЫ. Он также играл с
УРА и
OLD OYSTER BAND, а выйдя не
пенсию переселился в Анапу. Макс Серебренников тоже не ушёл из музыки: он
конструировал колонки, занимался звуком в клубе "Метро" и т.п. Левченков
остался в строительстве. Благов ушёл в бизнес, однако, в конце 90-х умер
от болезни сердца.
Магдич долгое время состоял в рядах Свидетелей Иеговы, но в 1999 решил
вернуться в музыку. С 2000 он вынашивал идею возродить
ХАМЕЛЕОН, но так
и не реализовав её, записывался соло (в 2004 вышел сингл с двумя новыми
номерами), изредка выступал под гитару в клубах "Манхэттен", "Африка" и
"Зоопарк". Позже Андрей переехал к матери в Волжский, там тоже работал
над новыми песнями, занимался историей местной рок-сцены. К сожалению,
14 марта 2016 его жизнь унёс внезапный сердечный приступ. Записи КУКЛЫ
сохранились, но так и не были изданы официально.
Андрей Бурлака