КРАТЕР

Несмотря на богатые музыкальные традиции Одессы, самым популярным жанром
у молодых музыкантов города второй половины 80-х был тяжёлый рок во всех
своих проявлениях: от классического харда до глэма и брутального металла.
В последнем из них равных себе на местной сцене, вне всяких сомнений, не
знал разве что КРАТЕР.
На свет группа с этим названием появилась задолго до создания в городе
Рок-клуба и начала местного рок-н-ролльного бума. КРАТЕР собрали в 1979
одноклассники Сергей "Киса" Кистеров, гитара, вокал, Игорь Крутянский,
гитара, бэк-вокал, Игорь Сухарский, бас, бэк-вокал, Олег Димитров, ф-но
(других клавишных инструментов у них в школе не было) и Александр "Пиф"
Колкер (полный тёзка известного ленинградского композитора), барабаны,
бэк-вокал. На первых порах репертуар группы составляли эстрадные номера,
дворовые песни и западные хиты, с которыми она выступала на вечерах в
родной школе и городском дворце пионеров им. Яши Гордиенко, участвовала в
официальных конкурсах самодеятельности и подобного рода мероприятиях.
К началу следующего года Крутянский и Димитров ушли. Новыми участниками
группы стали Виктор Якушев, гитара, вокал, и Владимир Смирнов, клавишные,
вокал. В мае 1980, однако, для выпускников прозвенел последний звонок, и
с получением аттестата зрелости участники КРАТЕРА разошлись, кто куда.
Тем не менее, весной 1981 Кистеров и Колкер решили возродить КРАТЕР. На
новом этапе компанию им составили уже имевшие скромный музыкальный опыт
Константин "Кот" Кацап, бас, бэк-вокал, и Александр "Колбит" Козаченко,
клавишные, бэк-вокал. С точки зрения творчества бывший школьный ансамбль
начал, наконец, обретать все признаки рок-группы, дрейфуя в направлении
более актуальных жанров популярной музыки.
Стабильным состав оставался до весны 1984-го, хотя интересных событий в
биографии КРАТЕРА в этот период было немного: он играл, где придётся, а
порой и что придётся, с трудом выживая в мрачные предперестроечные годы с
их антироковыми указами и запретительными списками, после чего распался:
Кистеров уехал на черноморское побережье, в грузинский город Поти, где
пел в группе
МИРАЖ (разумеется, не той) при местном портовом клубе, а
Колкера суровые жизненные вихри унесли на заработки в Сибирь.
А осенью 1986 Киса и Пиф, всё-таки, снова оказались в Одессе и на волне
всеобщего ожидания перемен организовали КРАТЕР третьего созыва. На этот
раз, к ним присоединились Кацап, Владимир "Карлсон" Коваленко, гитара,
вокал, и Игорь "Болт" Болдинов, клавишные, вокал. Этот состав и стал для
группы золотым: она определилась со стилем, сделав ставку на входивший в
моду металл, добилась уверенного ансамблевого звучания и сделала крепкую
концертную программу с элементами шоу.
Тогда же в Одессе открылся рок-клуб, который возглавил одарённый музыкант
и композитор, лидер группы
ПРОВИНЦИЯ Евгений Лапейко. КРАТЕР подал заявку
в числе первых и уже с января 1987 встал под флаг Одесского рок-клуба. До
конца года он отметился на первых рок-фестивалях в Виннице и Донецке, а
также совершил несколько вылазок в различные города страны.
Осенью киностудия им. А. Довженко пригласила одесские группы
БАСТИОН и
КРАТЕР участвовать в съёмках художественного фильма начинающего режиссёра
Бориса Небиеридзе "Дискжокей". Несмотря на незамысловатый сюжет и явно
конъюнктурные молодёжно-перестроечные реалии, ленту посмотрело довольно
много зрителей, привлечённых в том числе и звучавшей с экрана музыкой.
В её саундтрек вошли четыре главных хита КРАТЕРА: "Когда Луна на небе
светит...", "Наркоман", "Кратер" и "Обыватель". Между прочим, в главной
роли "Дискжокея" дебютировал молодой актёр, а ныне популярный шоумен и
телеведущий Алексей Весёлкин.
Едва ли не самым масштабным музыкальным событием 80-х стал для Одессы
"Поп-парад", состоявшийся в мае 1988: пять дней подряд на трёх площадках
города выступали практически все местные группы
(ПРОВИНЦИЯ,
ТРЭШ-МАШИНА, КРАТЕР,
БАСТИОН,
ДИЗАЙН), гости из Питера
(ИГРЫ,
ОПАСНЫЕ СОСЕДИ), Москвы
(БРИГАДА С,
КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА и др.) и болгарского города-побратима Варны
(ДОКТОР ДУЛИТЛ, САКС). В остальное время КРАТЕР колесил по стране, почти
везде встречая горячий приём. В частности, в августе они были названы
одной из лучших групп на "Рок-поп-шоу" в Бердянске.
С первыми успехами пришли и первые проблемы: в ноябре 1987 в результате
творческих разногласий группу покинули Коваленко и Кацап, которых тут же
позвали в
БАСТИОН, однако, в КРАТЕР, в свою очередь, влились братья Игорь
Дубинский, гитара, и Эдуард Дубинский, бас. Они внесли в его творческую
палитру немало свежих идей, что помогло группе радикально обновить свой
репертуар, ударными номерами которого стали песни "Ливень", "Извержение",
"Ветер", "Проклятие", "Вернуться, чтобы жить", "Турбо-лава".
В этот период звучание КРАТЕРА опиралась на эффектные контрапункты двух
гитар, поддерживаемых отлично сбалансированной ритм-секцией, с подложкой
иногда играющих соло клавишных и выразительным вокалом.
С большой концертной программой КРАТЕР объездил множество городов Союза:
Донецк, Киев, Ригу, Поти, Грозный, Свердловск и т.д. На рок-фестивале в
Чебоксарах (1988) КРАТЕР завоевал Гран-при. С особой любовью к одесситам
относились в Риге, где они дебютировали на "Днях хард-рока" (1988), после
чего по просьбам публики приезжали ещё несколько раз. Выступали они и на
фестивале "Рок-курьер 88" в Киеве.
Осенью 1988 КРАТЕР одной из первых советских групп был приглашён с
концертами в Геную (Италия) - выступлениями за проржавевшим, но всё ещё
разделявшим два мира Железными Занавесом похвастаться тогда могли лишь
считаные счастливчики. Группа пыталась найти поддержку в Москве, где
тяжёлый жанр был устойчиво популярен. Несмотря на все трудности, КРАТЕРУ
удалось записать там мини-альбом "Извержения месть", но довести работу до
финала музыканты не смогли: предложившая им свои услуги студия оказалась
не готова к работе с металлом.
К сожалению, летом 1989 КРАТЕР перестал существовать. Попытки отдельных
его участников ещё раз возродить группу успеха не имели, и к началу 1990
его имя стало историей. Братья Дубинские эммигрировали в Израиль. Сергей
Кистеров с новой группой
ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ в 1991 отправился на гастроли
в США да так и застрял там на два с лишним десятилетия. Годом позже Игорь
Болдинов тоже перебрался на Землю Обетованную, и только Саша Колкер так
и живёт в Одессе.
Официально записи КРАТЕРА никогда не издавались официально, однако, в
Интернете с начала третьего тысячелетия имеет хождение сборник, который
включает материал группы, записанный для фильма "Дискжокей" и фрагменты
незаконченного альбома (1988).
Андрей Бурлака