В студии Издано Видео Personalia Разное Живьем
Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru Search Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru
О проекте РАДИО Контакты
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru   Архив новостей   Энциклопедия   Афиша   Шоу-Бизнес   Ссылки   Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Новости
Rock-n-Roll.ru
Энциклопедия
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Реклама
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Реклама
Rock-n-Roll.ru
Афиша
Rock-n-Roll.ru

27 июня 2025

Alpenhaus
Дискотека в "Альпенхаусе" (19:00)
Douglas
ТО МЕЛОМАНЫ (20:00)
Factory 3
Большой зал: Yasmi (20:00); Малый зал: Arthur Kreem (20:00)
Fireball
Death Demolition Metal Fest: MASSSUFFER; IMPLOSIVE (Москва); TAUROCTONIA (Великий Новгород); ДИКТАТ (Великий Новгород) (18:00); MAKO; DJ Fiesta; караоке, тир, бильярд (19:00)
JFC Jazz Club
ЭЛЕКТРООРКЕСТР Марка Петрова, Марка Антонова и Кирилла Кириченко - модерн-блюз (19:30)
Jagger
Дискотека (22:30)
Jimi Hendrix
THE NEIGHBORS (20:00); THE JETS (22:30)
Money Honey
VALBAND (21:00); OLD GOLD (24:00)
Noisy River
Keneri Alcovel & CUBAMANIA - latino (20:15)
Place
12th Forroaru Festival (23:00)
Police Station
Квартет Алексея Черемизова (вокал, ф-но, контрбас, барабаны) - jazz (20:00)
Right Place
The Right Time Show & Рок-караоке (19:30)
Гаркундель
Показ фильма Алексея Учителя "Рок" и обсуждение с Олегом Гаркушей (20:00)
Гнездо глухаря
Питерский Stand Up (20:00)
Заводные Яйца
SPA - хиты XX века (20:00)
Ионотека
Аптека24 Фест (19:00); Скуф Party - DJ Бледный (23:00)
Камчатка
ФИЛЬМ - песни группы "Кино" (20:00)
Капелла
Экскурсия по Капелле (15:00); "Бездонный мир бетховенских сонат" (19:30)
Колизей
Концерт "ABBA-The Beatles" (19:00)
Ледовый
"Ассоль" - рок-мюзикл на льду с Алиной Загитовой (19:00)
Севкабель
Легенды русского рока на виолончелях (19:00)
Сердце
UNHOLY NIGHT; DEATHWIND; COMBAT SHOCK (19:00)
Театр Эстрады
Экскурсии по театральному закулисью (15:00); Спектакль "Мнимый больной" (19:00)
Чаплин-холл
Cabaret "Chic" - потрясающее шоу (19:90)
Черт Побери!
Alex CARLIN BAND (США-Россия) (21:00); Rock-n-Roll Караоке (24:00)
Ящик
Хухрянский. Специальный гость: Михаил "Антиквар" Антипов (20:00)
Rock-n-Roll.ru
Афиша
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru

Переход:  Начальная страницаЭнциклопедияЗZA


Разделы:
ДИСКОГРАФИЯ | ЛИТЕРАТУРА |


ZA

ZA

Группа ZA занимает в истории питерского рока особое место: во-первых, она первой реализовала на практике идею акустического рок-звучания, что в что в эпоху тотального харда было настоящим откровением; во-вторых, стала фактически первой интернациональной группой; в-третьих, рано пришла к идее альбома как концептуального информационного послания, опередив в этом даже Андрея Тропилло и Юрия Морозова; в-четвёртых, и сама биография группы столь удивительна, что стала предметом художественного описания.

История ZA началась в конце зимы 1974, когда Леонид Тихомиров (р.11.11.48 в Ленинграде), молодой учёный и рок-музыкант со стажем (в годы учения на географическом факультете Университета он возглавлял довольно известную в студенческих кругах бит-группу ГИМНАЗИЯ), задумал эмигрировать из страны победившего социализма в мир вполне развитого рок-н-ролла, для чего начал искать контакты с западными студентами и аспирантами, которые приезжали в Питер изучать русский язык.

ZA

На исходе февраля ему встретился выпускник Университета Миннесоты Ричард Мейер (Richard Mayer, р.1.12.45 в Миннеаполисе, Миннесота), отставной военный переводчик и флейтист-любитель. Как ни странно, американский друг быстро отговорил Тихомирова от планов эмиграции, однако, их знакомство непринуждённо вылилось в репетиции - сначала дуэтом акустической гитары, флейты и вокала, а после того, как в апреле к ним присоединился Николай Зарубин (р.27.11.51 в Чернигове, но с весны 1952 жил в Ленинграде), бонги, иногда гитара и вокал, дуэт превратился в полноценную группу, которая получила имя ZA - по последней букве латинского алфавита и первой - кириллицы.

Они репетировали то дома, то на географическом факультете ЛГУ, где делили сцену с делавшим свои первые шаги АКВАРИУМОМ, а 13 апреля 1974 напару с ним дебютировали в популярном кафе "Эврика" на Охте.

То, что время пребывания Ричарда в СССР было ограничено, побудило группу зафиксировать свою музыку на плёнке, чтобы, при возможности, издать её на Западе. Первая сессия состоялась 18 мая на геофаке при участии всего АКВАРИУМА (Борис Гребенщиков, эл.гитара, Михаил "Фан" Файнштейн, бас, Вадим Васильев, ф-но, Анатолий "Джордж" Гуницкий, перкуссия, и Марат Айрапетян, звук) и привела к рождению психоделического шедевра "Electric Птица".

ZA

За следующую неделю с помощью импортного кассетного магнитофона Philips (в те времена в СССР такой техники ещё не существовало) прямо на свежем воздухе (в ЦПКиО, у стен Петропавловской Крепости, в Михайловском саду и т.п.) было записано несколько импровизаций и песен, в процессе чего к ZA присоединился ещё один географ и гитарист Владислав Евтеев (р.26.05.52 в Ленинграде) - школьником он играл вместе с Зарубиным, а в 1969 собрал в стенах ЛГУ группу СТЕНОБИТНЫЕ МАШИНЫ.

Записанный материал лёг в основу дебютного альбома группы "Победа ZA", а 1 июня Ричард Мейер улетел в Штаты. Тем не менее, ZA зажили полноценной жизнью. В начале августа питерская фракция группы (Тихомиров, Зарубин и Евтеев) устроилась играть на танцах в клубе курортного посёлка Лахта близ Ольгино, где её репертуар составляли в основном хиты западных артистов: THE BEATLES, T.REX, WAR, Джими Хендрикс, THE ROLLING STONES, BLIND FAITH, Род Стюарт, MOTHERS OF INVENTION, SANTANA и т.д., сделанные в собственных, нередко весьма вольных аранжировках. Уже тогда одним из главных хитов ZA стала старинная ирландская баллада "Shule Aroon" ("Милый путник").

В октябре состав ZA усилил Валерий Черкасов (р.4.04.46 в Ленинграде), бас, вокал - бывший коллега Тихомирова по геофаку и ГИМНАЗИИ; осенью 1973 они с Тихомировым и Зарубиным пытались объединиться в трио ЛЮБОВЬ, но тогда их планам не было суждено сбыться. Евтеев сменил бас на клавишные. Помимо того, в течение осени и зимы в рядах ZA появилось и исчезло ещё несколько музыкантов (гитарист Анатолий из Киргизии, девушка-вокалистка и т.д.). Так как работа на танцах занимала у ZA лишь два вечера в неделю, в остальные дни группа могла играть на других сценах.

Под Новый 1975 Год Тихомиров решил произвести ещё один опыт спонтанной звукозаписи, для чего вновь привлёк музыкантов АКВАРИУМА (Фан, Джордж и Марат, который, не только нажимал на кнопки, но и играл на акустическом басу и фортепьяно); музыкальную палитру альбома также украсили соученик Тихомирова по музыкальной школе им. Римского-Корсакова виолончелист Михаил "Челло" Тумаринсон, альтист Владимир Диканский и несколько других оказавшихся рядом музыкантов. Второй альбом ZA получил название "Подарок для флейты" и в январе с оказией отправился в США.

Между тем, Ричард Мейер в то время занимался организацией и проведением на Западе концертов ведущих советских музыкантов: Темирканова, Спивакова и т.д., не теряя контакта со своими питерскими друзьями. В июле 1975 он ещё раз приехал в Россию, чтобы жениться на своей русской подруге. Тогда же на свет родился третий альбом группы, естественно, названный "Свадьба ZA": след на записи оставили Леонид, Ричард, его жена Татьяна Товарищева, ф-но, и флейтист АКВАРИУМА Андрей "Дюша" Романов.

Ещё во время работы над "Подарком для флейты" Лёня подружился с молодым режиссёром Эриком Горошевским (у него дома происходил финальный этап записи), который в 1974 создал свою студию "Радуга": поначалу её костяк составляли музыканты АКВАРИУМА и их друзья, а музыкальное сопровождение (когда оно требовалось) обеспечивали Володя Диканский и пианист Сергей Курёхин. В январе 1975 к ним присоединился Тихомиров: он играл на гитаре, пел и сыграл несколько ролей в спектаклях студии. Кстати, именно в пьесе "Сид" он впервые исполнил песню Алексея Хвостенко на стихи Андрея Волохонского "Над небом голубым", позже перекочевавшую в репертуар БГ.

В Лахте всё шло по-прежнему: по выходным ZA играли на танцах, а в рядах группы появлялись новые музыканты: старый знакомый Тихомирова и Зарубина Борис "Боб" Аввакумов (р.14.07.52 в Ленинграде) начал играть на трубе, а юный Александр Кондрашкин (р.23.11.56 в Ленинграде), купив у Зарубина его старые бонги, стал перкуссионистом. К концу 1975, однако, у них начались проблемы с составом: Черкасов, который ещё студентом не чурался опытов с психотропными средствами, подсел на пятновыводитель "Sopals" - модный в то время галлюциноген - и становился всё менее адекватен; из-за конфликта с ним в начале 1976 с ZA расстался основатель группы Тихомиров (гитару снова взял в руки Евтеев), а в феврале был изгнан и сам Черкасов, место которого занял бас-гитарист Олег Поляков (р.25.04.52 в Ленинграде), игравший с Евтеевым в СТЕНОБИТНЫХ МАШИНАХ.

Примерно тогда же группу покинул и Боб Аввакумов. ZA выступали в Лахте до осени 1976, когда рухнувший в клубе потолок лишил музыкантов работы. Саша Кондрашкин к тому времени окончил техникум, был распределён в Торжок и на пару лет покинул Питер.

Они перевезли свой аппарат домой к Полякову, а позднее нашли новую точку приложения сил, сменив в Академии Художеств местную группу ЛАБИРИНТ, в наследство от которой им достался клавишник Александр Лопаткин. Осенью 1977 обломки ZA переехали в клуб птицефабрики в Русско-Высоцком, где в то время репетировал САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, вернее, его основатели Владимир Рекшан и Алексей Матусов.

Альянс ZA с Рекшаном продлился несколько месяцев: к весне 1978 музыканты разошлись, кто куда. Поляков расстался с музыкой; Зарубин играл в группе ПЕРЕКРЁСТОК, а Евтеев - в Лахте с тамошними музыкантами; Кондрашкин в 1978 был приглашён в ПИКНИК, а в 80-х отметился чуть ли не в половине групп Рок-клуба - от АКВАРИУМА до СТРАННЫХ ИГР и от ОБЪЕКТА НАСМЕШЕК до ДЖУНГЛЕЙ. Лёня Тихомиров по уходе из ZA стал актёром Театра музкомедии и участником созданной там в конце 1981 группы БОТФОРТЫ, а Ричард Мейер, сменив несколько занятий вне музыки, нашёл-таки работу в Университете штата Техас в Остине. На долгие годы история ZA прервалась.

В 80-х Тихомиров регулярно выступал на битловских концертах Коли Васина; в мае 1984 он, Евтеев и Зарубин собрались, чтобы отметить десятилетие ZA, но реставрация группы состоялась лишь 25 октября 1987 во Дворце Молодёжи в рамках ретро-программы "Рок - мой рок", организованной под эгидой рок-журнала РИО. На рубеже 90-х Тихомиров собрал архивные записи ZA под обложками альбомов "Вторая победа ZA" (1989) и "ZA-Архив" (1990).

Весной 1989 в Остине, Техас, Мейер и Норма Фэйзон (Norma Faison) создали дуэт ORACLE, игравший как академическую музыку, так и спиричуэлс. В мае 1990 Мейер после пятнадцатилетнего перерыва приехал в Россию - интересно, что из-за переноса рейсов его самолёт приземлился в Питере 18 мая, ровно через шестнадцать лет после первой записи ZA!

ZA

Новый этап в биографии ZA нашёл отражение в альбомах "Fly To Austin" и "Заросший Мост" (оба 1990), причём, одна из кассет группы достигла ушей Рода Кеннеди, крупного промоутера с Юга Штатов, который неожиданно решил пригласить ZA на фолк-фестиваль в Керрвилле в мае-июне 1991. Как это ни удивительно, авантюра удалась! Помимо фестиваля, ZA сыграли десятка два концертов в клубах и на радиостанциях Техаса. Параллельно Тихомиров и Мейер, то вдвоём, то при участии других знакомых музыкантов, на домашней студии SCS (Shoal Creek Sound) успели смонтировать ещё четыре альбома.

ZA в Керривиле

В сентябре 1992 ответный визит в Питер нанёс Ричард Мейер. За две недели его пребывания состоялось два концерта дуэта ORACLE, выступление первого состава ZA с АУКЦЫОНОМ на вечере Транснационального Джинсового Конгресса (его основали Тихомиров, Гуницкий и Рекшан) в клубе "Рокси", а также очередной сеанс звукозаписи у стен Инженерного Замка, вошедший в альбом "ZA LP из Петербурга!" (1992).

Полтора года спустя, дабы достойно отметить двадцатилетие ZA, Тихомиров и Мейер решили выпустить книгу, посвящённую истории уникальной группы. На первом этапе они работали поодиночке, а в июне 1994 встретились в Техасе, где свели свои труды в единое полотно. Книга "Shule Aroon. Милый путник" вышла в конце 1995 в России, а потом и в Штатах (под названием "Ruined Shoes"). Помимо этого, их встреча пополнила дискографию ZA ещё на четыре альбома сразу! Правда, за этим в деятельности группы последовала новая длительная пауза.

В 1990 Леонид Тихомиров вернулся на родной Геофак, посвящая творчеству всё свободное время. Ричард Мейер тоже делит время между преподаванием и музыкой. Коля Зарубин, который в 70-х закончил Финэк, успешно работал по специальности, а также преподавал барабаны. Олег Поляков ходил в море, занимался наукой на берегу, а в начале третьего тысячелетия жил при храме в Токсово. Слава Евтеев долго преподавал гитару в музыкальной школе N 20 Сестрорецка. В 1988 он собрал с учениками группу ПЛОМБИР, из которой десять лет спустя выросла группа ЗАЧЕМ - символичное сходство названий, не так ли? К сожалению, весной 1995 он умер от рака.

За десять лет до этого из жизни ушёл Валера Черкасов: расставшись с ZA он занимался живописью, графикой и синтетическими формами искусства, иногда репетировал с Рекшаном, пытался записывать свою музыку, а в июле 1984 был обнаружен мёртвым у себя дома. 11 ноября 2006, находясь в командировке в Мурманске, от сердечного приступа умер Коля Зарубин. 10 марта 2014 после тяжёлой болезни из жизни ушёл Олег Поляков.

Отчасти нынешняя активность ZA перенеслась в виртуальное пространство: на открытом Ричардом Мейером в Остине сайте группы можно найти их записи, литературную биографию, фотоархив и другие артефакты из её сорокалетней истории. Кроме того, они с Тихомировым подготовили и выпустили первый в своей дискографии компакт-диск ZA - альбом носит название "Zaмок ZA" (SCS Records, 1999) и содержит материал группы разных лет, ремастированный на питерской студии Русский Мир. Следующий альбом архивных материалов вышел в начале 2006.

18-20 июня 2008 Тихомиров и Мейер встретились на нейтральной территории, в Таллине, где дали концерт и сняли видеоклип.

Андрей Бурлака

Официальный сайт группы можно найти по адресу:
http://www.intunenet.net/users/za

Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru


Подарите любимой цветы в стекле (в вакууме). Гарантия 5 лет.
Обновлены статьи Энциклопедии:

МЕЧТАТЕЛИ ВИА МЕЧТАТЕЛИ, который состоял в Ленинградской областной филармонии и был активен с конца 60-х до начала 70-х, стал примером того, как офиициальная сцена может дать работу музыкантам-любителям, с одной стороны, позволяя им применять на деле свои способности, с другой - ограничивая в том, что играть и куда двигаться.

МИФЫ Абсолютные долгожители рок-сцены Ленинграда-Петербурга, МИФЫ представляют собой своего рода феномен: начав выступать в середине 60-х, исполняя - согласно тогдашней моде - кавер-версии хитов британского бита и стандарты рок-н-ролла, они позднее заменили их материалом собственного сочинения, легко переходили из любителей в профессионалы и обратно, на пригородные танцплощадки, без потерь пережили множество волн и смен музыкальной моды, не растеряв ни своего творческого потенциала, ни аудитории, более того, не став анахронизмом; даже прекратив выступать, они никогда не объявляли, что это навсегда, и не раз подтверждали это.

ФАВОРИТЫ Группа с неслучайным названием ФАВОРИТЫ блистала на питерской поп-сцене в конце 60-х и, вне всяких сомнений, входила в число кумиров тогдашней молодёжи, увлекавшейся современной музыкой: профессиональное исполнение, сильный вокал, крепкий (хотя и не слишком оригинальный) репертуар - всё это работало на успех, и на пике своего стремительного, хотя и недолгого расцвета ФАВОРИТЫ легко заставили потесниться других звёзд тех лет.

ЮПИТЕР Одна из первых бит-групп Питера, ЮПИТЕР появился на свет осенью 1965 во дворах знаменитого Толстовского дома (на Рубинштейна, 15), где провёл своё детство его основатель Михаил Беляков.

ЦЫБИН Андрей В настоящее время страница оформляется.

ИНТЕГРАЛ ИНТЕГРАЛ - в истории нашей популярной музыки явление особое и не имеющее аналогов: начав в середине 60-х с актуального тогда джаза, он с течением времени превратился в бит, а потом и рок-группу, за долгие годы на сцене перепробовал все актуальные жанры, добившись максимального успеха с не особо известным в нашей стране кантри, пользовался бешеной популярностью, делал красочное шоу, всюду собирая многотысячные аудитории, но при этом не имел ни ярких хитов, ни легендарных альбомов.

КОЛЕСНИК Павел В творчестве питерского певца Павла Колесника хард-рок и металл довольно неожиданно, но вполне органично соседствуют с христианскими балладами, а его карьера складывалась так, что эти два течения оказались, в конечном счёте, неразрывно связаны.

Добавлены свежие картинки:
Rock-n-Roll.ru
© 2001-2014 Rock-n-Roll.ru. All rights reserved.