Растям "Рома" ДУБИННИКОВ

Этому музыканту судьба подарила богатую крутыми поворотами судьбу: он
учился на инженера, а стал барабанщиком, играл в ресторане и на танцах,
в андерграунде и на эстраде, всё, от биг-бита до арт-рока и от рок-опер
до этно-джаза, стартовал за ударной установкой, но известность приобрёл
как автор электронной и амбиентной музыки, в частности, саундтреков к
спектаклям Антона Адасинского и Вячеслава Полунина.
Растям "Рома" Дубинников родился 5 января 1954 в Ленинграде, музыкой и
барабанами увлёкся подростком, отчасти под влиянием двоюродного брата
Саши Бикчурина, игравшего в знаменитой
ГАЛАКТИКЕ из Военмеха. Его дебют
на сцене состоялся в 1966 в 534-й школе Выборгского района, где Рома с
друзьями собрал группу BEAT BOYS.
Она не оставила следов, а вот следующая школьная группа,
В-534, которая
родилась весной 1968, была куда более серьёзной, исполняла свои песни и
классику бита и рока, представляла родную школу на различных конкурсах,
выезжала во всесоюзный пионерский лагерь "Артек", выступала на радио и
развалилась в мае 1971, когда для всех её участников прозвенел последний
звонок.
Тем же летом костяк
В-534 поступил в Политехнический институт, а осенью
возродился как
ЛЕЛЬ. Базировался он на физико-металлургическом факультете,
играл на вечерах и местных рок-фестивалях, исполняя, главным образом,
свой материал, был на хорошем счету в ректорате, благодаря чему не раз
выезжал в студенческий лагерь Политеха в Крыму и гастролировал в ГДР и
Польше. Кроме того, во второй половине 1975 Рома барабанил у
ГУСЛЯРОВ из Военмеха.
Ещё в 1974 бас-гитаристом
ЛЕЛЯ стал студент ЛИХТ Виталий Иванов. После
того, как оригинальный состав
ЛЕЛЯ распался, они с Дубинниковым укатили в
Мурманск, где поступили в музучилище и полгода играли на танцах в местном
ДК им. Кирова.
В декабре 1977 Рома вернулся в Питер и воссоединился с коллегами по
ЛЕЛЮ
в группе
КОЛОКОЛ. Она, однако, оказалась не слишком удачливой и, записав
на "Мелодии" одну песню, развалилась, а Дубинников и вернувшийся следом
Иванов в апреле 1978 отправились к руководителю
ПОЮЩИХ ГИТАР Анатолию
Васильеву - предложить ему рок-оперу "Снегурочка", которую они сочинили
ещё во времена
ЛЕЛЯ.
Оперу Васильев не взял, но пригласил Дубинникова за звукорежиссёрский
пульт. Осенью текущий барабанщик
ПОЮЩИХ Роман Кадейкин ушёл в ресторан и
Дубинников перебрался за барабаны, а Иванов сменил его за пультом. В это
время
ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ репетировали свою вторую (и, по мнению специалистов,
лучшую) рок-оперу "Фламандская Легенда". Когда в начале 1979 бас-гитарист
Владимир "Царь" Васильев ушёл в
ЦВЕТЫ, его место занял Иванов.
В апреле 1981 Виталий и Рома ушли из
ПОЮЩИХ, собрав собственную группу
ПАЛИТРА, год спустя сменившую имя на
ВАРИАНТ. За три года существования
ВАРИАНТ успел поработать в Театре им. Ленинского Комсомола, поиграть на
танцах, вступить в Рок-клуб и дать несколько удачных концертов, но этого
оказалось недостаточно, чтобы удержать группу вместе, и в апреле 1984
она распалась. Дубинников и клавишник Саша
Видякин влились в ряды
МИФОВ,
с которыми так же играли на танцах в Парке им. Бабушкина.
В этот период Рома активно раздвигал свои музыкальные горизонты, открыв
для себя новый джаз, этническую музыку и сонорику. Следствием этого стало
рождение в октябре 1984 студийного проекта
СОЛНЦЕВОРОТ, объединившего
музыкантов разных жанров и поколений. За четыре месяца они отрепетировали
получасовую сюиту, написанную Дубинниковым по мотивам русской народной
песни "Кого нету, того очень жаль". В следующем феврале звукорежиссёр
Ленкома Валерий Воскобойников перенёс её на плёнку.
Между тем, обломки
МИФОВ играли на танцах под вывеской
НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ,
пока весной 1985 группу не покинул её основатель Гена Барихновский, после
чего Дубинников и
Видякин затеяли новую группу, в которой пел их знакомый
Владимир Борисов.
Осенью 1986 певица Марина Капуро
(ЯБЛОКО), только что завоевавшая третью
премию на эстрадном конкурсе в Сочи, получила в Ленконцертв разрешение
собрать инструментальную группу, в которую были приглашены и Дубинников с
Видякиным. Весь следующий год
ЯБЛОКО гастролировало по стране, однако,
времени на творчество жизнь в пути не оставляла, поэтому осенью 1988
Рома откликнулся на приглашение автора песен Виктора
Михеева влиться в
его экспериментальное комбо
FOX-BOX, которое через полгода превратилось в
КОМНАТУ 118. Они опять оказались в Ленкоме, где интенсивно репетировали,
восстановили сюиту "Кого нету, того очень жаль" (её даже успела отснять
съёмочная группа из Франции), но в августе 1989 расстались.
Рома ушёл на вольные хлеба, которые были не всегда сытными, но разными
на вкус. В том же 1989 он отметился на альбомах "Водяной пистолет"
КЛУБА КАВАЛЕРА ГЛЮКА и "Провокация"
STEREO ЗОЛЬДАТА. Впрочем, гораздо более
продуктивным стало для музыканта сотрудничество с театром
"Derevo" Антона
Адасинского. Начиная c провокационной акции "Монологи у гроба" в апреле
1989 (не считая Дубинникова, в ней отметились Владимир
Волков и Вячеслав
Гайворонский), он участвовал в большинстве значимых проектах
"Derevo"
как в России, так и в Европе, куда театр перебрался в начале 90-х. Кроме
того, в 1994 Рома начал успешно сотрудничать с легендарным Вячеславом
Полуниным.
В 1994 небольшой лэйбл Sonore (Литва), специализирующийся на совместных
и сольных проектах трио
ГТЧ, выпустил альбомы Дубинникова
"Sand Box" и "Rastem". В начале третьего тысячелетия несколько его работ
для театра
"Derevo" было издано фирмой Bomba Piter, а в 2011 приложением
к журналу "Stereo & Video" свет увидел альбом "Триста зим одиночества".
Андрей Бурлака