ГУСЛЯРЫ

Славившиеся на столько музыкой (которая, в общем-то, была вполне типичной
для эпохи 70-х и опиралась на мощный хард и арт-рок), сколько неуклонным
стремлением совершенствовать своё техническое оснащение и исполнительское
мастерство, ГУСЛЯРЫ принадлежали ко второму поколению групп из Военмеха,
где выступали, пожалуй, дольше других современников, и, что достаточно
удивительно, начинали с собственных песен, которые со временем сменили на
импортные.
Группу создали осенью 1967 братья-близнецы Виктор и Алексей Сазоновы. Они
родились в Ленинграде 16 октября 1952 и, как и большая часть сверстников,
увлеклись музыкой с приходом в нашу страну повальной битломании. В состав
группы, сразу же взявшей имя ГУСЛЯРЫ, вошли: Виктор Сазонов, соло-гитара,
Алексей Сазонов, бас, Алексей Емельянов, клавишные, вокал, Александр
Макаров, ритм-гитара, вокал, позже барабаны, и Борис Гершунин, барабаны.
Первый год своего существования группа, как положено, посвятила столярным
и электротехническим работам: будущие музыканты пилили, строгали, паяли
схемы, ставили датчики и т.д., и только после этого перешли к репетициям.
Помимо непременной битловской классики ГУСЛЯРЫ сразу же начали петь свои
песни, которые сочинял Лёша Емельянов, неплохой мелодист и одарённый поэт
с собственным видением мира. Он также пел битловскую "Girl".
Старший брат Алексея и Виктора уже учился в Военмехе, где был секретарём
комсомольской организации и дружил с
АРГОНАВТАМИ. Когда ГУСЛЯРЫ оперились
и набрались опыта на школьных вечерах, он помог им устроиться в клуб ВМИ,
где они базировались на всём протяжении своей истории. Летом 1970 братья
тоже поступили в Военмех. Гершунин стал студентом Политеха и ушёл от них,
но остальные ГУСЛЯРЫ, хотя и учились теперь в разных местах, продолжали
держаться вместе, репетировали в знаменитой аудитории "Б" и выступали на
вечерах в институте и общежитиях. Попутно они улучшали свою материальную
часть: к примеру, покупали грифы от старых гитар и строили на их основе
новые инструменты.

После первого курса ГУСЛЯРЫ в составе стройотряда "Термит" отправились
на Кольский полуостров, где работали на строительстве железной дороги и
лыжного трамплина в Хибинах, а по вечерам играли на танцах; помимо того,
они дали несколько концертов в ДК "Строитель" в Кировске. По возвращении
домой группа решила вложить заработанные деньги в аппаратуту. Увы, Лёше
Емельянову родители запретили сделать такой "неразумный" в их понимании
поступок, и в сентябре 1971 он с ГУСЛЯРАМИ расстался.
Новым участником группы стал Андрей "Бенсон" Абрамов, клавишные, вокал.
Школьником он играл с довольно известными в середине 60-х
ВЕСТНИКАМИ, а
в то время тоже учился в Военно-механическом институте, но курсом старше.
Месяц спустя их покинул и Макаров, а за барабаны был приглашён соученик
Сазоновых Андрей Глушков (р.22.02.53 в Ленинграде). Той же зимой ГУСЛЯРОМ
стал ещё один музыкант - юный Никита
Зайцев (р.6.02.56 в Ленинграде): он
учился в восьмом классе, ошеломительно играл на скрипке и с не меньшим
энтузиазмом занимался хоккеем! Привёл Никиту старший брат Сергей, который
сам музыкантом не был, но дружил со многими питерскими группами.
К этому времени репертуар ГУСЛЯРОВ заметно потяжелел: они начали играть
кавера тогдашних звёзд хард-рока, включая DEEP PURPLE, STEPPENWOLF и т.п.
Интересно, как разделились в группе функции близнецов: Виктор был лидером
и организатором концертов, а Алексей, который, как говорится, подружился
с паяльником ещё в школе, обеспечивал работоспособность аппаратуры.

Весной 1972 ГУСЛЯРЫ удивили своих слушателей, устроив театрализоваванное
представление на факультете "Н": музыканты оделись в кафтаны петровских
времён, а Абрамов был наряжен в кардинальскую мантию с огромным крестом!
Тем же летом Никита
Зайцев уехал на спортивные сборы, а остальные четверо
с аппаратом отправились на черноморское побережье, в Новороссийск, оттуда
добрались до Туапсе и играли на танцах в клубе чайного совхоза в районе
Абрау-Дюрсо, а потом на турбазе "Кудепста".
К началу занятий они приехали в Питер, но
Зайцев в группу не вернулся, а
в октябре 1972 был приглашён в
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Его пост в ГУСЛЯРАХ занял
ещё один студент Военмеха, скрипач Алексей Сажин (р.26.03.54 в Ленинграде).
Группа продолжала играть на танцах и вечерах культуры, которые устраивал
тогдашний худрук ВМИ Томсинский, и совершенствовала аппарат: добиваясь
качественного звучания, братья перепаивали усилители "УМ-50", сделали
весьма приличные колонки, которые, согласно тогдашней моде, были затянуты
матрацно-полосатой тканью (как и у главных звёзд Военмеха,
АРГОНАВТОВ).
Помимо ГУСЛЯРОВ в Военмехе в те годы музицировали
ЛОТОС,
ЗЕЛЁНЫЕ МУРАВЬИ,
МЕРИДИАН и т.д.
В сезоне 1972-1973 ГУСЛЯРЫ начали выбираться за пределы своего ВУЗа и
переиграли почти во всех питерских институтах за исключением Политеха -
там хватало и своих групп. Июнь-июль они провели в Лосево, где играли на
спортивных базах, в лагерях отдыха и т.д., а потом опять отправились на
юга и до конца лета работали в окрестностях Хосты и Адлера.
Осенью 1973 Абрамов ушёл в
ЛОТОС, и группа была радикально переустроена:
в её рядах появились Григорий Чистяков, вокал, Сергей Шорохов, клавишные,
и новый барабанщик Павел Третьяков. Все трое состояли в группе
HEAVEN, а
Чистяков с Третьяковым, кроме того, с лета до начала осени 1973 отыграли
в эфемерном квинтете
ОКЕАН, НЕБО, ЗВЁЗДЫ. Они, по-прежнему, репетировали
в Военмехе и выступали в различных институтах, ездили играть в Юкки и
другие пригородные посёлки.
Так прошло два года. Летом 1975 Третьякова пригласили знаменитые
ЗЕМЛЯНЕ,
а Чистяков с Шороховым устроились в ресторан. Гриша позднее тоже попал к
ЗЕМЛЯНАМ. После ухода троицы вокалисткой (а иногда и клавишницей) стала
Елена Новичкова. Место за барабанами занял Растям "Рома"
Дубинников из
ЛЕЛЯ, а основным клавишником планировался студент Военмеха Юрий Фролов,
только что покинувший
ЛОТОС, но порепетировав с ними месяц, он пропал. К
счастью, в октябре на пути ГУСЛЯРОВ встретился студент-медик и способный
музыкант Всеволод Шелохонов. Его уже звали в
ОРИОН из Политеха, однако,
он согласился помочь и какое-то время играл с обеими группами. К весне
1976 Рома снова играл в
ЛЕЛЕ, Сева в
ОРИОНЕ, а Лену пригласили петь в ВИА
КАЛИНКА.
За барабаны вернулся Глушков, должность клавишника занял Сергей Воронин
(p.6.05.56 в Ленингpаде) из студенческого ансамбля политической песни
Корабелки
PRO ET CONTRA, а у микрофона появился очередной военмеховец
Виктор Чередников. Он неплохо пел репертуар DEEP PURPLE времён Дэвида
Кавердэйла, поэтому программу группы пополнило много номеров из альбомов
"Burn" и "Stormbringer". Следующее лето ГУСЛЯРЫ опять провели в Лосево,
осенью и зимой играли по институтам, а в феврале 1977, когда Сазоновы
получили-таки дипломы (оба за эти годы не раз побывали в академических
отпусках, а Алексей перевёлся из Военмеха в институт им. Бонч-Бруевича),
распались.

Сазоновы, Глушков и Сажин (который ушёл из группы примерно за год до её
финала) музыку покинули: Алексей занимался строительством, а Виктор много
лет трудился на сталепрокатном заводе, после чего ушёл в бизнес. Глушков
распределился в Военмех и отработал там, как минимум, лет десять, а потом
занялся пассажирскими перевозками. Сажин работал инспектором технадзора.
Емельянов позже сотрудничал с питерскими театрами и издал книгу стихов.
Зайцев после
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА играл в
БОЛЬШОМ ЖЕЛЕЗНОМ КОЛОКОЛЕ,
ЦВЕТАХ и
DDT; в августе 2000 он умер от тяжёлой болезни.
Летом 2001 Андрей Абрамов
при невыясненных обстоятельствах был убит около своего дома; тем же летом
сердечный приступ унёс жизнь Гриши Чистякова. Дольше других в рок-н-ролле
оставался Сергей Воронин: он играл в
ОРНАМЕНТЕ и
ЗЕРКАЛЕ, в мае 1986 стал клавишником
ПИКНИКА, с которым отыграл двадцать лет - вплоть
до своей безвременной смерти в декабре 2006. Записи группы утеряны.
Андрей Бурлака