ГЕОМЕТРИЯ

Хотя в середине 80-х арт-рок не был в особом почёте ни на Западе, где
его потеснили новая волна и металл, ни в России, покорённой искренностью
и публицистическим запалом русского рока (которые нередко заменяли его
почитателям и композиционное мышление, и исполнительское мастерство, а
порой и саму музыку), в эти годы на питерскую сцену вышел ряд интересных
групп, пытавшихся создавать не плакат или лубок, а, продолжая тот же ряд
аналогий, скорее, полотна в стиле импрессионизма. В их числе была и
ГЕОМЕТРИЯ.
Её собрал в самом конце 1986 Владимир Цапенко (р.24.02.59 в Ленинграде),
который до этого пел с парой групп, включая
NB, а осень 1986 провёл в составе
БУРАТИНО. Под его знамёна встали гитаристы Валерий Уваров (ранее
ЛЕСНОЙ ПРОСПЕКТ,
ВАРИАНТ) и Игорь Куклюшкин, а также бас-гитарист Сергей
Голубев. Последние двое с весны 1984 вместе играли в
NB. За барабаны - по
совету Куклюшкина - был приглашён Андрей Вепров, обладавший солидным
послужным списком:
МАРАФОН,
ОСА,
ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ,
ВЫХОД,
БУРАТИНО,
ПОСЛЕДНИЕ ИЗВЕСТИЯ.
Цапенко в то время работал матросом на Морском вокзале, благодаря чему
ГЕОМЕТРИЯ смогла репетировать в его клубе, который располагал комплектом
фирменной аппаратуры и инструментов. (Вепров позднее вспоминал, что там
стояли западногерманские барабаны "Sonor", на которых играли Стив Смит,
Бернард "Претти" Парди и другие звёзды фьюжн, джаза и блюза, синтезатор
DX-7 и прочие дорогие штучки.) Начался поиск единомышленников.
Вскоре в ГЕОМЕТРИИ появился обладатель безладового баса (экзотического
для рок-сцены инструмента) Герман Заикин, директор клуба в Васкелово и
бывший участник групп
POSTSCRIPTUM,
МОРСКОЙ ВЕРБЛЮД и
ТАМБУРИН. Следом
возник сильный клавишник и аранжировщик Игорь "Гога" Быстров. К февралю
1987, когда в группу пришли саксофонист Владимир Максимов, перкуссионист
и вокалист Игорь Брундасов и звукооператор Игорь Шмагалов, формирование
состава завершилось.

Дебют ГЕОМЕТРИИ состоялся 7 марта 1987 на концерте в честь дня рождения
Рок-клуба (членами которого её участники даже не были) в ДК Пищевиков,
где они разделили сцену с
ИГРАМИ,
НАТЕ! (для которых этот концерт тоже
был дебютным) и голландской группой THE VISITOR, приехавшей знакомиться
с русским роком напрямую. Публика приняла ГЕОМЕТРИЮ благожелательно, но
без особого энтузиазма, а ежемесячник РИО осторожно назвал музыку группы
"геометрически правильной и красивой", но "холодновато-рассудочной".
На этом этапе ГЕОМЕТРИЯ, действительно, играла сложную, но продуманную и
отшлифованную до блеска музыку на стыке арт-рока и фьюжн. Её плюсами были
сильный, отстранённо-задумчивый (в канонах жанра) вокал, изобретательные
контрапункты двух гитар, тактичные соло саксофона и клавишных, слаженная
ритм-секция. Минусами - некоторая надуманность всей концепции и абсолютно
незапоминавшиеся тексты, что, впрочем, тоже было в русле традиций. Едва
ли не первой в Питере ГЕОМЕТРИЯ занялась световым оформлением сцены - не
без оглядки на популярный
ДИАЛОГ, но смело и самобытно.
До конца марта группа сыграла в том же ДК ещё два раза: снова с
ИГРАМИ,
а потом с вятской группой
ЧП, после чего на время пропала из виду, решив
зафиксировать свою музыку на плёнке. Дебютный альбом ГЕОМЕТРИИ "Видение
прозрачных теней зелёного" (название которого недвусмысленно отсылало
слушателя к классическому джаз-роковому шедевру THE MAHAVISHNU ORCHESTRA
"Visions Of The Emerald Beyond") был записан на студии Дворца Молодёжи.
В середине мая в ДК "Кировец" на проспекте Стачек состоялся Фестиваль
популярной музыки Кировского района. Он продолжался четыре дня и собрал
полтора десятка групп (большинство из которых имели лишь опосредованное
отношение к району, что, впрочем, никого не смущало). ГЕОМЕТРИЯ приняла
в фестивале активное участие и, наряду с
ТАМБУРИНОМ и
ПЛАСТОМ ПОЛУМЕР,
стала его лауреатом, однако, сыграть на гала-концерте не смогла, так как
отправилась в Литву на престижный фестиваль "Lituanica 87", для чего на
свой страх и риск взяла аппаратуру клуба.
Вторая "Lituanica" (фестиваль начался годом раньше) проходила в Вильнюсе,
в большом зале местного Дворца Спорта и собрала целый букет звёзд:
ANTIS,
АВИА,
КИНО,
NAUTILUS POMPILIUS,
ЖЁЛТЫЕ ПОЧТАЛЬОНЫ,
БРИГАДА С - плюс ещё
несколько участников из Риги, Таллина, Москвы и Тбилиси, а также полтора
десятка местных групп, игравших либо металл, либо арт-рок. Выделиться на
таком фоне было сложно, но ГЕОМЕТРИЯ выступила убедительно и заработала
свою порцию аплодисментов, хотя в число лауреатов не попала (как, кстати, и
КИНО).

А всего через месяц группа по сути дела распалась, когда Цапенко уволили
с Морского вокзала за несанкционированное использование казённой техники,
в результате чего ГЕОМЕТРИЯ потеряла и репетиционную базу, и инструменты.
Володя тут же укатил в Липецкую филармонию с
НОВЫМ РЕАЛИЗМОМ. Впрочем, к
тому времени авторские амбиции проявились у Уварова с Быстровым, которые
нашли общий язык на почве увлечения электроникой. Уваров всегда был самым
богато экипированным членом группы, хотя, по воспоминаниям коллег, обилие
разных процессоров порой приводило к тому, что в зале его вообще не было
слышно!
Помимо страсти к гитарным эффектам Уваров обладал практической жилкой и
выполнял роль менеджера. Ещё на первом концерте ГЕОМЕТРИИ он подружился с
вокалистом THE VISITOR Эрнстом Лангхаутом, убедив его сделать совместный
студийный (а если удастся, то и концертный) проект.
Осенью ГЕОМЕТРИЯ приступила к работе над вторым альбомом, однако, её ряды
начали неуклонно сокращался: исчезла перкуссия, за ней духовые... Этот
состав сыграл всего пару раз: на десятилетии
ПАТРИАРХАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ во
Дворце Молодёжи в конце октября и на конкурсе молодых артистов там же. К
тому времени с ГЕОМЕТРИЕЙ расстались Голубев с Вепровым, которые нашли
точку в общежитии на пр. Народного Ополчения и начали собирать следующую
группу, поэтому последние выступления ГЕОМЕТРИИ шли под ритм-бокс.
4 ноября 1987 Эрнст Лангхаут специально прилетел в Питер, чтобы наложить
вокал в предварительно записанных ГЕОМЕТРИЕЙ песнях "Lenny Bruce" и "Love
And Extinction" (текст сочинил сам Эрнст) - в следующем апреле они были
изданы в Голландии на сингле, который прилагался к двойному концертному
альбому самих THE VISITOR. Правда, ГЕОМЕТРИЯ до этого счастливого момента
не дожила: она незаметно распалась в начале 1988.
Голубев и Вепров в ноябре 1987 собрали
ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ. Первый в 90-х
ушёл со сцены, а второй играл в группах
1812 ГОД,
ВЫХОД,
АВТОМАТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ,
ТАНЦЫ МИНУС,
ОПАСНЫЕ СОСЕДИ,
ЗАЧЕМ и т.д.). Цапенко пел в
ФОРВАРДЕ и соло. Куклюшкин отметился в
ЛЕГИОНЕ и
РОК-ШТАТЕ. Максимов - в
ПОПОЛЗНОВЕНИИ и
ВАРИАНТЕ. Шмагалов записывался соло, хотя больше работал
на радио. Быстров стал звукорежиссёром, а также записывает любопытную
электронную музыку под вывеской
ПАРКИ. Уваров покинул музыку, занявшись
изучением НЛО и других паранормальных явлений. Володя Цапенко умер в мае
2014 на гастролях в Финляндии, а Игорь Быстров после долгой болезни в
июне 2016. Записи ГЕОМЕТРИИ (не считая голландского сингла) официально
не издавались.
Андрей Бурлака