ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА

Хотя сегодня о питерских ВЕСЁЛЫХ РЕБЯТАХ известно гораздо меньше, нежели
об одноименной московской поп-группе, во второй половине 60-х она, вне
всяких сомнений, входила в число наиболее профессиональных, популярных
и востребованных публикой исполнителей города. Одними из первых в Питере
ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА обратились к собственному песенному материалу и распались,
не найдя перспектив для творческого роста.
Как это нередко бывает, ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА появились на свет в результате
почти случайной встречи музыкантов двух групп, у каждой из которых были
на тот момент свои проблемы.
В ноябре 1967 Яков Певзнер (р.4.05.47 в Ленинграде), гитара, клавишные,
скрипка, вокал, Михаил Кудрявцев (р.16.11.47 в Ленинграде), бас, вокал,
и Кирилл Куликов (р.4.11.46 в Ленинграде), барабаны, неожиданно для себя
оказались у разбитого корыта, когда их группа
СТРАННИКИ, уже успевшая
добиться некоторой известности у студенческой молодёжи, распалась из-за
невозможности найти подходящего соло-гитариста. Певзнер даже подумывал о
том, чтобы присоединиться к
ГРИФАМ или
ЛЕСНЫМ БРАТЬЯМ, когда Кудрявцев
предложил ему прослушать безымянную пока группу, которая репетировала в
клубе Ленпромтранса на Лиговском, 50.
Организовал её соло-гитарист Николай Никитин, скрипач по образованию
и фанатичный поклонник THE BEATLES. Вместе с ним в группе играли Евгений
Маятников, ритм-гитара, вокал, и Валерий Родченко, мультиинструменталист,
владевший гитарой, флейтой, ф-но и т.д. Некоторое время участие в группе
принимал и его младший брат.
В процессе нескольких репетиций к началу декабря сложился новый состав,
в который вошли: Никитин, соло-гитара, Маятников, ритм, вокал, Кудрявцев,
бас, вокал, Певзнер, ф-но, вокал, Родченко, флейта, и Куликов, барабаны.
Они взяли название ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА - вероятно, в честь первого советского
кино-мюзикла (1934, реж. Г. Александров) - и начали репетировать в том же
клубе на Лиговке.
Первое выступление группы состоялось 5 декабря 1967 на танцах в Юкках -
показательно, что платой за него послужил фирменный сборник нот и песен
THE BEATLES - для битломана Никитина вещь поистине бесценная, хотя все
остальные предпочли бы получить расчёт деньгами. До Нового Года ВЕСЁЛЫЕ
РЕБЯТА пару раз сыграли на танцах в своём клубе, а в январе расстались с
Никитиным: его несколько эксцентричное поведение и нестабильность стали
тормозить организационный процесс. Позднее он играл в различных группах
и чуть ли не в эстрадном оркестре Анатолия
Бадхена. В роли гитариста его
сменил Валера Родченко.
В начале февраля ВЕСЁЛЫМ РЕБЯТАМ предложили выступить на поп-фестивале,
который организовала в кафе "Эврика" группа активистов во главе с Жанной
Жук: на протяжение месяца на сцене клуба по двое-трое за вечер выступали
конкурсанты, которым компетентное жюри начисляло очки; в марте должен
был состояться финал. ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА играли 20 февраля вместе с довольно
известными
ВЕСТНИКАМИ и сходу расположили к себе зал и жюри, начав своё
выступление с барочного соло флейты. Кроме того, в их исполнении очень
убедительно прозвучал хит Spencer DAVIS GROUP "Gimme Some Lovin'" - Яше
Певзнеру удалось точно схватить характерную вокальную манеру юного Стиви
Уинвуда с его напряжённым, чуть сдавленным, с хрипотцой голосом.
В своём туре фестиваля ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА победили и с другими конкурсантами
попали на гала-концерт, состоявшийся в Концертном зале у Финляндского
вокзала 2 марта. Специальных призов они не получили, но понравились, и с
другими героями дня были приглашены на гастроли в Таллин. Чтобы оплатить
поездку, каждая из групп -
ЛЕСНЫЕ БРАТЬЯ,
ФЛАМИНГО,
ФАВОРИТЫ,
ЭПИГОНЫ и
ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА - сыграла по одному-два бесплатных концерта в "Эврике". В
Таллине питерский десант провёл пару дней и пользовался большим успехом -
об этом событии даже рассказывали западные радиоголоса! Помимо концертов
для местной публики, музыканты устроили грандиозный джем в спортивном
зале школы, где их поселили. Певзнер и Андрей Геннадиев из
ЛЕСНЫХ БРАТЬЕВ
пели дуэтом "Yesterday", а после яшиного исполнения "Gimme Some Lovin'"
братья Исаевы
(ФЛАМИНГО) даже предложили качать его!
После побед нередко случаются поражения, и ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА их не избежали:
на официальном фестивале в ЛДХС, который состоялся через две недели после
возвращения из Эстонии, они не смогли решить свои технические проблемы и,
фактически, провалились! Победу там одержал
АЛЬБАТРОС.
Весну и лето 1968 ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА много играли: в частности, в Корабелке,
в Левашово, в общежитии у Балтийского вокзала и т.д., а также на свадьбе
у Кудрявцева. Родченко всё чаще пропускал и репетиции, и концерты, а в
августе вообще исчез. Группа осталась без соло-гитариста. Правда, вскоре
вакансию занял Ахат "Алик" Галямов, но он был, скорее, сессионером.
В сентябре Миша Кудрявцев, отягощённый учёбой и семьёй (он уже готовился
стать отцом) решил на время отойти от музыки. ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА потеряли и
бас-гитариста. Но его величество случай не дремал: несколько дней спустя
у пивного ларька на ул. Рубинштейна РЕБЯТАМ встретился Юрий Дементьев.
Сильный и подкованный во всех смыслах музыкант, он жил прямо напротив, в
Толстовском доме, дебютировал в 1965 в группе
ЮПИТЕР, после чего играл в
популярных
ФАВОРИТАХ; при этом он умудрялся быть комсомольским боссом у
себя на заводе.
ФАВОРИТЫ в то время устроились в филармонию под вывеской
МЕЧТАТЕЛИ, а не желавший терять хорошую работу Дементьев присоединился к
ВЕСЁЛЫМ РЕБЯТАМ.
Осенью они часто играли, но редко обновляли репертуар, зато купили гитару
"Musima" для Маятникова. На Новый Год группа играла в "Эврике" перед
польскими туристами, которые привезли с собой пластинки с "Delilah" Тома
Джонса и поразившим всех Чеславом Неменом.
В феврале Галямов по путёвке поехал в Румынию, после чего в группу уже не
вернулся. ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА опять остались вчетвером. Звучание группы к тому
времени стало более тяжёлым и требовало наличия клавишных - до этого Яша
играл на ф-но с адаптером. В марте 1969 на выступления в Военмехе он пару
раз брал клавиши у
КОЧЕВНИКОВ. Только в мае ему удалось купить советский
электроорган "Юность" - его звук он обрабатывал с помощью собственной
конструкции процессоров, которые создавали тембры почти как у знаменитого
органа "Hammond"!
В том же месяце Кирилл Куликов неожиданно получил повестку и 12 мая отбыл
в армию. Его место занял Виктор Чурилов (р.2.09.49 в Ленинграде), до них
игравший с группой
THE VICTOR из Авиационного института. 22 июня РЕБЯТА
подменяли
ЛИРУ на их площадке в ДК "Мир", а с июня по сентябрь работали
на танцах в Сестрорецке. Осенью Яша Певзнер услышал альбом "A Hard Road"
выдающегося британского блюзмена Джона Мэйэлла, после чего ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА
решили подготовить блюзовую программу.
В разгар процесса, в октябре 1969, в армию забрали и Чурилова. С помощью
знакомых ему тут же нашли замену, и место за барабанами занял Анатолий
Войтович, бывший участник групп
АТЛАНТИК и
Q 67. Он, правда, задержался
всего на пару месяцев, и с конца декабря поиски барабанщики продолжились.
В это время ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА несколько раз играли в институте им. Герцена -
на поп-вечере ЛИСИ вместе с немецкими студентами и т.п. К ним пробовались
двое молодых ребят из какой-то местной группы: барабанщик Миша и неплохой
пианист Валера, но опыт ограничился парой выступлений.
А после Нового Года началась эпоха реакции: нашумевший сэйшен
ФЛАМИНГО и
ГАЛАКТИКИ в клубе Политеха повлёк за собой лавину запретов, с молодёжной
культурой и, прежде всего, с рок-н-роллом, началась открытая борьба. Все
группы ощутили это на себе. Впрочем, ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА уже и так не играли.
Маятников ушёл. Дементьев как большой комсомольский начальник укатил в
Австрию. Певзнер думал, как жить дальше.
В начале марта на горизонте ВЕСЁЛЫХ РЕБЯТ вновь появился неугомонный Миша
Кудрявцев; после своего ухода в семейную жизнь он успел принять участие в
группе
АРСЕНАЛ, а в то время пел в акустическом дуэте, второй половиной
которого был одарённый музыкант и автор песен Василий Плехоткин, хорошо
известный в кругах авторской песни. К тому времени на его счету было чуть
ли не сто пятьдесят собственных песен - баллады, блюзы, "белогвардейские"
романсы и т.п.
Поскольку было ясно, что будущее - за оригинальным творчеством и русским
языком, они решили объединить усилия. В конце марта на Лиговском, 50
начала репетировать новая версия ВЕСЁЛЫХ РЕБЯТ: Певзнер, орган, вокал,
Плехоткин, гитара, вокал, Кудрявцев, гитара, вокал, и Дементьев, бас. За
барабанами поначалу сидел Анатолий Кадыков, но после пары репетиций общий
знакомый, дворовый гитарист Сергей Федотов, порекомендовал им прослушать
своего соседа по двору, который за полгода до этого вернулся из армии, а
до неё немного играл на барабанах. Так в группе появился Игорь Кучеров
(р.23.01.47 в Ленинграде), который, несмотря на нехватку опыта, оказался
сильным и ритмичным барабанщиком.
В репертуар ВЕСЁЛЫХ РЕБЯТ в это время входили песни Плехоткина "Снова как
в первый раз", "Дождь", "Если трудно почему-то", "Вечный огонь" и т.д., а
также "Для тебя" Певзнера и часть англоязычных песен, оставшихся от 60-х.
Дебютом для нового состава стал вечер с польскими туристами в гостинице
"Дружба" в конце марта. В апреле группа дала концерт у себя на точке, где
опробовала новые гитары "Eterna de Lux".
В июне 1970 Дементьев, который увлекался водными лыжами, разбился, сломал
тазовую кость и надолго вышел из строя. Бас снова взял в руки Кудрявцев.
В течение весны и лета ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА продолжали играть, но работа была,
по большей части, рутинной: танцы, свадьбы и т.д. Пару раз Ахат Галямов,
который ушёл от них в группу
ГОЛУБЫЕ РИТМЫ, работавшую в клубе на станции
Понтонной, приглашал РЕБЯТ сыграть на подмене и даже предлагал работать
там постоянно, но в этом не было никакой перспективы.
Плехоткин, который и раньше был неравнодушен к стакану, сильно пил, и в
конце лета с ним пришлось расстаться. Они остались втроём, но в сентябре
ВЕСЁЛЫХ РЕБЯТ выгнали из клуба и им стало негде репетировать. Недолго
помыкавшись без репетиций, в конце октября музыканты поделили аппарат и
инструменты, разойдясь, кто куда.
Певзнера пригласили петь в
ГОЛУБЫЕ РИТМЫ, типичный танцевальный бэнд с
духовой секцией и непритязательным репертуаром, где он продержался год.
Кучеров с подачи Кудрявцева попал в
НУ ПОГОДИ! Там же вскоре оказался
сам Кудрявцев, а потом и Певзнер. Позднее они оба пели в фолк-рок группе
АКВАРЕЛЬ. Дементьев, который пошёл-таки по комсомольской линии, женился
и уехал в Москву, где, по слухам, сделал блестящую карьеру.
Что касается остальных ВЕСЁЛЫХ РЕБЯТ, то Куликов после армии поступил в
Институт дружбы народов в Москве, где возглавил группу
КОЛОКОЛЬЧИК, куда
пригласил соседа по даче и экс-гитариста
АСТРОНАВТОВ Володю Кондратенко,
который попал в столицу после училища им. Можайского. В 1976 Кирилл
вернулся домой, но с музыкой расстался; работал на заводе, в 90-х занялся
предпринимательством и покинул этот мир в 2021. Маятников, отец которого
возглавлял Ленинградский Метрополитен, окончил институт и пошёл по
семейной части, а впоследствии тоже оказался в Москве. Родченко пропал из
виду. Плехоткин продолжал сочинять песни, работал на заводе и дослужился
до начальника цеха. В смутном 1989, в состоянии депрессии он покончил с
собой. Тогда его песни не были записаны, но в конце 90-х Миша Кудрявцев
зафиксировал часть из них для истории на студии Дома Радио.
Андрей Бурлака