В студии Издано Видео Personalia Разное Живьем
Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru Search Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru
О проекте РАДИО Контакты
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru   Архив новостей   Энциклопедия   Афиша   Шоу-Бизнес   Ссылки   Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Новости
Rock-n-Roll.ru
Энциклопедия
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Реклама
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Реклама
Rock-n-Roll.ru
Афиша
Rock-n-Roll.ru

23 июня 2025

JFC Jazz Club
FORREST GUMP & Дядя Миша Чернов - blues (19:30)
Jimi Hendrix
Blues Jam with Dr. Don & Friends (20:00)
Money Honey
работает кафе
Noisy River
2x2 SAXOPHONE QUARTET - jazz (20:15)
Police Station
Трио Олега Фомина (гармоника, гитара, контрабас) - jazz (20:00)
Заводные Яйца
Сергей Воеводин - русский и зарубежный рок (20:00)
Камчатка
работает кафе
Колизей
Спектакль "Маршрут перестроен" (19:00)
Театр Эстрады
Экскурсии по театральному закулисью (15:00); Спектакль "Шоу для настоящих леди" (19:00)
Rock-n-Roll.ru
Афиша
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru

Переход:  Начальная страницаЭнциклопедияББОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ


Разделы:
ДИСКОГРАФИЯ | ПЕСНИ |


БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ

Большой Железный Колокол

Одна из самых популярных и, возможно, лучших групп Питера середины 70-х, БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ появился на свет в декабре 1973, когда распался звёздный состав легендарного САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, и трое его участников решили пойти в рок-н-ролле собственным путём. Впрочем, к этому моменту у группы уже была богатая предыстория.

Основатель КОЛОКОЛА, Николай Корзинин (р.18.12.51 в Ленингpаде) стартовал весной 1967, играя на гитаре и ф-но в школьной группе THE RED SCARFS хиты THE BEATLES, THE ANIMALS и других звёзд Британского Вторжения (школа была английской, так что с произношением у них проблем не возникало). Два года спустя он стал сооснователем ВИКИНГОВ, которые базировались в общежитии Политехнического Института и тоже исполняли импортную музыку. Придя к мысли петь собственные песни на родном языке, ВИКИНГИ сменили имя и стали СЛОВЯНАМИ (именно так, через "о", от понятия "слово").

В феврале 1972 лидер САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Владимир Рекшан уволил ритм-секцию братьев Лемеховых, и на пару следующих месяцев СЛОВЯНЕ, концертная судьба которых не раз сводила их с САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ, в полном составе стали его аккомпаниаторами. Этот альянс не мог продолжаться долго, и с наступлением лета распался. Тем не менее, в августе 1972 Рекшан реорганизовал группу: новым барабанщиком стал Корзинин, бас-гитару взял в руки Виктор Ковалёв (р.24.10.48 в Ленинграде) из ШЕСТОГО ЧУВСТВА, а его коллега Никита Лызлов занял пост пианиста (а иногда перкуссиониста). Новый состав окончательно устаканился к ноябрю 1972, когда перед серией выступлений в Ломоносовским "Манеже" к САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ присоединился шестнадцатилетний виpтуоз, скpипач и гитаpист Никита Зайцев (р.6.02.56 в Ленинграде), до этого год игравший в Военмехе с группой ГУСЛЯРЫ.

В этот период САНКТ-ПЕТЕРБУРГ пережил свои звёздные часы, став не только главным героем рок-н-ролльного Питера и законодателем его музыкальной моды, но и уникальным примером паритета талантов и амбиций, честолюбия и взаимовыручки, творческого соперничества и партнёрства, а баллады и блюзы Корзинина стали отличным дополнением к рок-н-роллам Рекшана.

Как это нередко бывает, БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ появился на свет по случайности. В мае 1973 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ был приглашён выступить на ночном рок-фестивале в пригородных Юкках, который устраивал экс-гитарист ШЕСТОГО ЧУВСТВА Игорь Солуянов, однако, Рекшан в это время был на спортивных сборах, поэтому ПЕТЕРБУРГ выступил без него - в некоторых песнях Корзинин брал в руки гитару, а Лызлов успешно подменял его за барабанами. Осенью подобная ситуация повторилась ещё пару раз, причём, в одном случае, роль барабанщика выполнял Андрей Алексеев из ОБРАТИ ВНИМАНИЕ (позже РОССИЯНЕ, МИФЫ, ДВЕ РАДУГИ), а в другом Валерий Лебедев (экс-АЭЛИТА, ФЛАМИНГО, ГАЛАКТИКА).

К исходу 1973 расхождение Рекшана и Корзинина стало неизбежным, и в начале декабря, отыграв запланированные концерты и разделив аппаратуру, Корзинин, Ковалёв и Зайцев покинули ПЕТЕРБУРГ. Взяв загодя придуманное название БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ, они дебютировали в новом качестве 25 декабря на сцене ДК им. Свердлова. Корзинин окончательно переключился на гитару, а барабанщиком стал Михаил "Майкл" Кордюков (р.26.09.47 в Ленингаде), ранее участник групп КОЧЕВНИКИ, ИДЕЯ ФИКС и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОРКЕСТРА Виктора Мосенкова.

В начале следующего года ряды КОЛОКОЛА - по рекомендации молодого поэта Аркадия Драгомощенко, на стихи которого был написан ряд песен Корзинина - пополнил блестящий клавишник Сергей Курёхин (р.16.06.1954 в Мурманске), до этого игравший на танцах в Александровской и Приозерске с группой ПОСТ (что даже породило неофициальное название нового альянса: ПОСТ-ПЕТЕРБУРГ).

20 января 1974 БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ принял участие в полуподпольном рок-фестивале в ДК им. Орджоникидзе, который организовали Юрий Белишкин, Василий Царёв и Ко. Курёхин, ещё не имевший собственного инструмента, играл на "Матадоре" клавишника ЗЕМЛЯН Жени Мясникова. На протяжение зимы КОЛОКОЛ дал серию концертов в клубе Главной Водонапорной Станции, где группа тогда репетировала, однако, уже в феврале её покинул Кордюков - в дальнейшем он всё так же кочевал из группы в группу, успев отметиться в ГОЛЬФСТРИМЕ, АКВАРИУМЕ, ЭЛЕКТРОСТАНДАРТЕ и т.д, а позднее стал известным диджеем на радио.

Вскоре после этого ушёл Курёхин, которому, по прежнему, было не на чем играть. Полгода он озвучивал спектакли театра-студии Эрика Горошевского "Радуга", потом играл в ГОЛЬФСТРИМЕ, различных ВИА и джазовых комбо, а в 80-х прославился как участник АКВАРИУМА и лидер ПОПУЛЯРНОЙ МЕХАНИКИ.

Пару концертов с группой отработал барабанщик Валерий "Сава" Соколинский (экс-МИФЫ), но не особо устроил Корзинина и в штат принят не был, хотя остался в друзьях, позже изредка заглядывал на концерты КОЛОКОЛА, чтобы сыграть на гармонике, дудочке или перкуссии, а осенью стал участником ГРАММОФОНА.

В этот момент на помощь КОЛОКОЛУ пришёл сосед и старый приятель Зайцева, сильный гитарист Владимир Сафронов (р.17.12.51 в Ленинграде); он начинал в 1966 в НЕВИДИМКАХ, а позднее играл с БРАМИНАМИ, НАУТИЛУСОМ, ВЕРЕТЕНОМ, собственным трио и т.д. По совету Сафронова они переехали с Водокачки в бывший спальный корпус интерната N 20, напротив 540-й школы (которую он в своё время окончил), а за барабаны был приглашён его друг Николай Кошелевич: тот приехал в Питер из Минска, заканчивал среднее мореходное училище и по меркам тех лет был одним из сильнейших барабанщиков города. Помимо того, они с Сафроновым владели солидным аппаратом, который был вскладчину куплен у распавшейся ГАЛАКТИКИ.

Большой Железный Колокол

В начале лета БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ чуть ли не ежедневно приглашали на выпускные вечера. Состав группы усилил Ростислав Панфилов (р.3.08.50 в Ленинграде), тенор-сакс, флейта, вокал. Иногда с ними играл гитарист Гена Латышев, бывший коллега Сафронова по ВЕРЕТЕНУ. Сезон завершился сэйшеном в какой-то школе вместе с РОССИЯНАМИ - его устроил бас-гитарист последних Саша Кроль.

Всё лето группа репетировала у себя на Московском проспекте, а к августу в их ряды влилась одарённая певица и гитаристка Ольга Першина (р.2.05.55 в Ленинграде), которая исполняла в программе несколько каверов британских и американских фолк-песен.

В начале осени у Кошелевича умер кто-то из родных, он сорвался и уехал в Минск, после чего в КОЛОКОЛ не вернулся. Позже Коля работал в белорусских ВИА СЯБРЫ и ПЕСНЯРЫ - сначала барабанщиком, а потом звукорежиссёром. По словам Сафронова, к концу 70-х он стал одним из самых известных в стране звукорежиссёров.

Несколько раз обновлённая группа, репертуар которой к этому времени пополнило множество новых песен, выступила в Питере, а в октябре 1974 по линии ЛДХС устроилась играть на танцах в доме культуры посёлка Левашово (его директор Михаил Кузнецов был знакомым Сафронова). Корзинин занял в доме культуры должность художественного руководителя. Программа состояла из двух отделений: в первом КОЛОКОЛ играл всякого рода эстраду и прочий официоз (типа танца конькобежцев), а во втором - собственный материал. С исчезновением Кошелевича за барабаны вернулся сам Корзинин.

Параллельно они играли на сэйшенах в городе - самые нашумевшие случились в ноябре, когда БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ дважды выступил в банкетном зале на Бабушкина вместе с НУ ПОГОДИ!, ГОЛЬФСТРИМОМ, РОССИЯНАМИ и АКВАРИУМОМ (для которого этот концерт был, фактически, дебютом на большой сцене).

В феврале 1975 Корзинин, Ковалёв, Зайцев, Першина и Панфилов уволились из Левашово, где остался работать Сафронов, собравший там собственную группу. КОЛОКОЛ опять оказался без крыши над головой, но, к счастью, на её пути встретился гитарист и певец Владимир Козлов (р.18.06.55 в Ленинграде) из распавшегося незадолго до этого СОЮЗА ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК. У него была своя репетиционная площадка в двухэтажном особнячке на Васильевском, где КОЛОКОЛ начал готовить новую программу. 26 февраля они сыграли на одной из "Музыкальных Сред" композитора и музыковеда Абрама Григорьевича Юсфина в Доме Композиторов.

17 марта 1975 БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ и МИФЫ посетили Таллин, выступив в официальной программе Дней Молодёжной Музыки. Обе группы отсняло местное телевидение. КОЛОКОЛ спел перед телекамерами песню "Позволь", но цензура не позволила выпустить её в эфир: у Корзинина были слишком длинные волосы и оператор показывал только его руки и грудь, а Зайцев играл с закрытыми глазами. МИФАМ с их "Мэдисон-стрит" повезло больше.

Вскоре после этого с КОЛОКОЛОМ рассталась Ольга Першина, которая позднее выступала с АРСЕНАЛОМ, АКВАРИУМОМ и соло, большую часть 80-х провела в Великобритании, позднее вернулась в Питер и продолжила свою соло-карьеру на родине.

С марта по май КОЛОКОЛ играл на танцах в Арктическом Мореходном Училище. Ещё одна крупная акция состоялась 7 мая, когда они вместе с АВРОРОЙ дали мощный концерт в Доме Архитекторов. С КОЛОКОЛОМ в этот вечер пел будущий Орфей из знаменитой рок-оперы ПОЮЩИХ ГИТАР, блистательный Альберт "Алик" Асадуллин (экс-ПРИЗРАКИ, VICTOR, ФЛАМИНГО, НЕВСКАЯ ВОЛНА).

В июне 1975 БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ переехал в ДК "Детскосельский" в Пушкине, однако, условия администрации не устроили музыкантов и они, не выступив там ни разу, перебрались в Понтонную, где и играли до сентября. Володе Козлову, однако, место приглянулось: он покинул КОЛОКОЛ и собрал новую версию СОЮЗА ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК, с которой работал там до конца года.

Между тем, выступая в Понтонной, музыканты КОЛОКОЛА встретили Александра Златкина, достаточно популярного в 60-х питерского клавишника и певца (он играл в ИСКАТЕЛЯХ, АВАНГАРДЕ-66, АЛЬБАТРОСЕ, ПРИШЕЛЬЦАХ, питерской СИНЕЙ ПТИЦЕ и т.д.), который к тому времени давно ушёл в профессионалы. Златкин предложил группе устроиться в Красноярскую филармонию, обещая большие деньги, весёлую жизнь и по меховой шапке на каждого. Они решили рискнуть, и в октябре 1975 улетели в Красноярск, где влились в новоорганизованный ВИА ЕНИСЕЙСКИЕ ЗОРИ. Помимо Корзинина, Ковалёва, Зайцева, Панфилова и Златкина, ВИА насчитывал двух певцов, ещё одного гитариста, тромбониста и трубача.

За следующие полгода они исколесили весь Красноярский край от Хакассии до Норильска, в первом отделении аккомпанируя эстрадным певцам, а во втором исполняя собственные песни и несколько номеров JETHRO TULL, на полдороге от Канска к Ачинску уволили Златкина, а в апреле 1976 вернулись в Питер и устроились в клуб посёлка Коммунар под Павловском.

Весной и летом они несколько раз выступали на сэйшенах (в частности, на проспекте Энергетиков с группой САША-218), лето провели, играя на танцах в Русско-Высоцком (где к ним вновь присоединился Саша Златкин) и думая, как жить дальше. В августе 1976 кабацкий гитарист Борис "Боб" Белявский соблазнил их непыльной работой на турбазе на горе Чегет. Слава Панфилов отказался, и его место занял Вячеслав Измайлов (сакс, флейта, аккордеон, вокал) из АЛЬБАТРОСА. Панфилов полгода спустя проявился в супергруппе экс-МИФА Юрия Ильченко ВОСКРЕСЕНИЕ.

Три месяца дела группы шли неплохо, однако, потом одна за другой начали возникать неразрешимые проблемы: в октябре Зайцеву по семейным причинам пришлось вернуться домой, где он устроился на работу к эстрадной певице Таисии Калинченко.

В марте 1977 Корзинин решил, что по горло сыт Чегетом, и тоже улетел в Питер. Фактически, история самого БОЛЬШОГО ЖЕЛЕЗНОГО КОЛОКОЛА на этом закончилась. Ковалёв остался на Северном Кавказе, играя с новой группой, в которую вошёл Майкл Кордюков (барабаны) и его коллеги по ИДЕЕ ФИКС Владимир Желудов (гитара) и Олег Иванов (клавишные). Впоследствии место Ковалёва в этой безымянной группе занял бас-гитарист ZA Валерий Черкасов. Белявский вскоре эмигрировал в США.

Вернувшись в Питер, Корзинин предпринял попытку собрать новую группу, в которой с ним опять играли Зайцев и Курёхин, а также коллеги последнего по ГОЛЬФСТРИМУ Сергей Белолипецкий (гитара, вокал) и Владимир "Гриня" Грищенко (бас). 17 марта они дали свой единственный концерт, выступив в абонементе Владимира Фейертага в ЛЭТИ вместе с группой ЗЕРКАЛО, после чего разошлись в разные стороны: Курёхин, Грищенко и Белолипецкий стали участниками джазового комбо саксофониста Анатолия Вапирова (правда, очень быстро там остался один Курёхин); Зайцев оказался в ресторане, потом в другом, позднее переехал в Москву и попал в группу ЦВЕТЫ, в апреле 1987 участвовал в камбэке ПЕТЕРБУРГА, а месяцем позже стал участником DDT.

Корзинин нашёл работу в кафе "Сюрприз", где в конце 1977 собрал ещё одну недолговечную группу НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ ВИЗИТ (она же МИФИЧЕСКИЙ КОЛОКОЛ) с музыкантами МИФОВ; по возвращении с Чегета Вити Ковалёва они объединились с ним и Володей Желудовым под именем РИСК.О!, выступая на нечастых в то время сэйшенах и работая в ресторанах. Одно время на гитаре с ними играл Вячеслав "Вяча" Черных из БЕЛЫХ СТРЕЛ.

Пару раз Корзинин с Рекшаном вновь выступали под именем САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, а осенью 1981 восстановили партнёрство на более прочной основе, взяв для своей новой группы прозрачный псевдоним ГОРОД. Весной 1987 классический САНКТ-ПЕТЕРБУРГ собрался ещё раз и на протяжение второй половины 80-х и в 90-х существовал, главным образом, как дуэт Рекшана и Корзинина, которым аккомпанировали сессионные музыканты.

Летом 1984 на студии Андрея Тропилло Корзинин записал свой соло-альбом на стихи поэта Андрея Соловьёва. Участие в работе принимали многие из бывших коллег и почитателей музыканта. Тропилло, правда, так и не довёл работу до конца, поэтому его окончательное сведение осуществил на своей домашней студии старинный друг Корзинина, флейтист Андрей "Доктор" Соколов. Альбом "Камни Санкт-Петербурга" вышел в январе 1988 под лэйблом А-Студии и был удостоен высокой оценки на страницах журнала РИО и диплома на конкурсе магнитоальбомов журнала "Аврора".

В 1988 Корзинин и Зайцев возродили идею БОЛЬШОГО ЖЕЛЕЗНОГО КОЛОКОЛА под названием НЕПРИКОСНОВЕННЫЙ ЗАПАС (Александр Бровко, гитара, Юрий Задоров, клавишные, Юрий Иваненко, бас, и Юрий "Помидор" Соколов, баpабаны - двое последних в начале 70-х играли в ПОЮЩИХ ГИТАРАХ), записав с ним десяток новых песен и удачно выступив на фестивале журнала "Аврора" (1989).

В 90-х Корзинин продолжал выступать с САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ, а также играл и записывался с РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ, ЧИЖОМ & Co, ХРАМОМ МИРА, СП БАБАЙ и т.д. Ковалёв, окончательно покинув музыку в начале 1984, работал телемастером, а позднее стал жертвой рассеянного склероза и долгие годы был прикован к постели. Он скончался в июне 2005.

К сожалению, многих из тех, кто прошёл через БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ, уже нет с нами: 10 июля 1996 умер Сергей Курёхин, 23 августа 2000 Никита Зайцев. Помимо них, на протяжение 90-х из жизни ушли Александр Златкин, Никита Лызлов, Валерий Соколинский, Владимир Грищенко и Владимир Желудов. Летом 1996 от остановки сердца во сне умер постоянный соавтор Корзинина Андрей Соловьёв (р.10.07.57 в Мурманске), который в 80-х сотрудничал ещё и с группой ИГРЫ. После смерти поэта вышло два сборника его стихов. Сам Корзинин покинул этот мир 25 февраля 2011.

Профессиональных записей КОЛОКОЛ не оставил. Несколько номеров, в 1974 записанных на фестивале в ДК им. Орджоникидзе, были реставрированы в 2009. Кроме того, определённое представление о творчестве группы может дать соло-альбом Николая Корзинина.

Андрей Бурлака

Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru


Подарите любимой цветы в стекле (в вакууме). Гарантия 5 лет.
Обновлены статьи Энциклопедии:

АЕРО ПЛАН Лёгкие и воздушные, но при этом полные энергии - в полном соответствии с аэродинамическим именем самих исполнителей - песни группы АЕРО ПЛАН, в которых лаконично-ясные мелодии сглаживают грубоватый напор пост-панка, а элементы латино, фанка и ска добавляют в этот коктейль ощущение праздника и настроение лета, стали одним из самых симпатичных явлений клубной сцены Питера в начале третьего тысячелетия.

AD LIBITUM (2) Студенческие театры и театральные студии - особая статья культурной жизни нашей страны, поскольку самодеятельная сцена могла позволить многое из того, что было невозможно в театре профессиональном, поэтому они всегда привлекали внимание не только тех, кому было тесно в рамках традиционного лицедейства, но и художников-экспериментаторов и уж, конечно, музыкантов.

HIPERBOLE Несмотря на название, которое предполагало некое преувеличение или даже искусственное раздувание собственной значимости, группа HIPERBOLE, которая существовала в тогда ещё советской Литве, была довольно типичным явлением: она играла лёгкую и жизнерадостную музыку, отличаясь от героев официальной эстрады разве что свободой в выборе тем и пренебрежением к сложившихся там традиций.

ПРОВИНЦИЯ (2) Интересно, что где бы ни возникали группы, бравшие имя ПРОВИНЦИЯ (а они имелись даже в Питере и Москве), их творческое начало непременно уходило корнями вглубь музыкальных традиций, намекая тем самым, что провинция - понятие не столько географическое, сколько жанровое: там реже идут на эксперименты и чаще совершенствуют стиль.

STEAM Акустический дуэт с промышленным названием STEAM возник в Петербурге в середине богатых на разные эксперименты 90-х и в определённом смысле стал продолжением развития группу SAMKHA, которая сочиняла и играла то, что её участники понимали как world music, смешение этнических культур различных народов.

НЕЧТО Группа с расплывчатым, но при этом довольно точно отвечающим её музыке и отчасти судьбе названием НЕЧТО (позже оно - как и форма - менялось, оставляя прежним лишь художественный метод) появилась на излёте 80-х в индустриальном кораблестроительном Северодвинске и при этом черпала вдохновение в арт-роке, психоделии, нео-классике, фолке, но известности добилась, в большей степени, благодаря записям, а не концертам.

Добавлены свежие картинки:
Rock-n-Roll.ru
© 2001-2014 Rock-n-Roll.ru. All rights reserved.