БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ

Одна из самых популярных и, возможно, лучших групп Питера середины 70-х,
БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ появился на свет в декабре 1973, когда распался
звёздный состав легендарного
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, и трое его участников
решили пойти в рок-н-ролле собственным путём. Впрочем, к этому моменту у
группы уже была богатая предыстория.
Основатель КОЛОКОЛА, Николай
Корзинин (р.18.12.51 в Ленингpаде) стартовал
весной 1967, играя на гитаре и ф-но в школьной группе
THE RED SCARFS хиты
THE BEATLES, THE ANIMALS и других звёзд Британского Вторжения (школа была
английской, так что с произношением у них проблем не возникало). Два года
спустя он стал сооснователем
ВИКИНГОВ, которые базировались в общежитии
Политехнического Института и тоже исполняли импортную музыку. Придя к
мысли петь собственные песни на родном языке,
ВИКИНГИ сменили имя и стали
СЛОВЯНАМИ
(именно так, через "о", от понятия "слово").
В феврале 1972 лидер
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Владимир
Рекшан уволил ритм-секцию
братьев Лемеховых, и на пару следующих месяцев
СЛОВЯНЕ, концертная судьба
которых не раз сводила их с
САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ, в полном составе стали его
аккомпаниаторами. Этот альянс не мог продолжаться долго, и с наступлением
лета распался. Тем не менее, в августе 1972
Рекшан реорганизовал группу:
новым барабанщиком стал
Корзинин, бас-гитару взял в руки Виктор Ковалёв
(р.24.10.48 в Ленинграде) из
ШЕСТОГО ЧУВСТВА, а его коллега Никита Лызлов
занял пост пианиста (а иногда перкуссиониста). Новый состав окончательно
устаканился к ноябрю 1972, когда перед серией выступлений в Ломоносовским
"Манеже" к
САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ присоединился шестнадцатилетний виpтуоз, скpипач и гитаpист
Никита Зайцев (р.6.02.56 в Ленинграде), до этого год игравший в Военмехе
с группой
ГУСЛЯРЫ.
В этот период
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ пережил свои звёздные часы, став не только
главным героем рок-н-ролльного Питера и законодателем его музыкальной
моды, но и уникальным примером паритета талантов и амбиций, честолюбия и
взаимовыручки, творческого соперничества и партнёрства, а баллады и блюзы
Корзинина стали отличным дополнением к рок-н-роллам
Рекшана.
Как это нередко бывает, БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ появился на свет по
случайности. В мае 1973
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ был приглашён выступить на ночном
рок-фестивале в пригородных Юкках, который устраивал экс-гитарист
ШЕСТОГО ЧУВСТВА Игорь Солуянов, однако,
Рекшан в это время был на спортивных
сборах, поэтому
ПЕТЕРБУРГ выступил без него - в некоторых песнях Корзинин
брал в руки гитару, а Лызлов успешно подменял его за барабанами. Осенью
подобная ситуация повторилась ещё пару раз, причём, в одном случае, роль
барабанщика выполнял Андрей Алексеев из
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ (позже
РОССИЯНЕ,
МИФЫ,
ДВЕ РАДУГИ), а в другом Валерий Лебедев
(экс-АЭЛИТА,
ФЛАМИНГО,
ГАЛАКТИКА).
К исходу 1973 расхождение
Рекшана и
Корзинина стало неизбежным, и в начале
декабря, отыграв запланированные концерты и разделив аппаратуру,
Корзинин,
Ковалёв и Зайцев покинули
ПЕТЕРБУРГ. Взяв загодя придуманное название
БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ, они дебютировали в новом качестве 25 декабря на
сцене ДК им. Свердлова. Корзинин окончательно переключился на гитару, а
барабанщиком стал Михаил "Майкл" Кордюков (р.26.09.47 в Ленингаде), ранее
участник групп
КОЧЕВНИКИ,
ИДЕЯ ФИКС и
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОРКЕСТРА Виктора
Мосенкова.
В начале следующего года ряды КОЛОКОЛА - по рекомендации молодого поэта
Аркадия Драгомощенко, на стихи которого был написан ряд песен Корзинина -
пополнил блестящий клавишник Сергей
Курёхин (р.16.06.1954 в Мурманске), до
этого игравший на танцах в Александровской и Приозерске с группой
ПОСТ (что даже породило
неофициальное название нового альянса: ПОСТ-ПЕТЕРБУРГ).
20 января 1974 БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ принял участие в полуподпольном
рок-фестивале в ДК им. Орджоникидзе, который организовали Юрий
Белишкин,
Василий Царёв и Ко.
Курёхин, ещё не имевший собственного инструмента,
играл на "Матадоре" клавишника
ЗЕМЛЯН Жени Мясникова. На протяжение зимы
КОЛОКОЛ дал серию концертов в клубе Главной Водонапорной Станции, где
группа тогда репетировала, однако, уже в феврале её покинул Кордюков - в
дальнейшем он всё так же кочевал из группы в группу, успев отметиться в
ГОЛЬФСТРИМЕ,
АКВАРИУМЕ,
ЭЛЕКТРОСТАНДАРТЕ и т.д, а позднее стал известным диджеем на
радио.
Вскоре после этого ушёл
Курёхин, которому, по прежнему, было не на чем
играть. Полгода он озвучивал спектакли театра-студии Эрика Горошевского
"Радуга", потом играл в
ГОЛЬФСТРИМЕ, различных ВИА и джазовых комбо,
а в 80-х прославился как участник
АКВАРИУМА и лидер
ПОПУЛЯРНОЙ МЕХАНИКИ.
Пару концертов с группой отработал барабанщик Валерий "Сава" Соколинский
(экс-МИФЫ), но не особо устроил
Корзинина и в штат принят не был, хотя
остался в друзьях, позже изредка заглядывал на концерты КОЛОКОЛА, чтобы
сыграть на гармонике, дудочке или перкуссии, а осенью стал участником
ГРАММОФОНА.
В этот момент на помощь КОЛОКОЛУ пришёл сосед и старый приятель Зайцева,
сильный гитарист Владимир
Сафронов (р.17.12.51 в Ленинграде); он начинал
в 1966 в
НЕВИДИМКАХ, а позднее играл с
БРАМИНАМИ,
НАУТИЛУСОМ,
ВЕРЕТЕНОМ,
собственным трио и т.д. По совету
Сафронова они переехали с Водокачки
в бывший спальный корпус интерната N 20, напротив 540-й школы (которую
он в своё время окончил), а за барабаны был приглашён его друг Николай
Кошелевич: тот приехал в Питер из Минска, заканчивал среднее мореходное
училище и по меркам тех лет был одним из сильнейших барабанщиков города.
Помимо того, они с
Сафроновым владели солидным аппаратом, который был вскладчину
куплен у распавшейся
ГАЛАКТИКИ.

В начале лета БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ чуть ли не ежедневно приглашали
на выпускные вечера. Состав группы усилил Ростислав
Панфилов (р.3.08.50 в
Ленинграде), тенор-сакс, флейта, вокал. Иногда с ними играл гитарист Гена
Латышев, бывший коллега
Сафронова по
ВЕРЕТЕНУ. Сезон завершился сэйшеном
в какой-то школе вместе с
РОССИЯНАМИ - его устроил бас-гитарист последних
Саша Кроль.
Всё лето группа репетировала у себя на Московском проспекте, а к августу
в их ряды влилась одарённая певица и гитаристка Ольга
Першина (р.2.05.55
в Ленинграде), которая исполняла в программе несколько каверов британских
и американских фолк-песен.
В начале осени у Кошелевича умер кто-то из родных, он сорвался и уехал в
Минск, после чего в КОЛОКОЛ не вернулся. Позже Коля работал в белорусских
ВИА
СЯБРЫ и
ПЕСНЯРЫ - сначала барабанщиком, а потом звукорежиссёром. По
словам
Сафронова, к концу 70-х он стал одним из самых известных в стране
звукорежиссёров.
Несколько раз обновлённая группа, репертуар которой к этому времени
пополнило множество новых песен, выступила в Питере, а в октябре 1974 по
линии ЛДХС устроилась играть на танцах в доме культуры посёлка Левашово
(его директор Михаил Кузнецов был знакомым
Сафронова).
Корзинин занял в
доме культуры должность художественного руководителя. Программа состояла
из двух отделений: в первом КОЛОКОЛ играл всякого рода эстраду и прочий
официоз (типа танца конькобежцев), а во втором - собственный материал. С
исчезновением Кошелевича за барабаны вернулся сам
Корзинин.
Параллельно они играли на сэйшенах в городе - самые нашумевшие случились
в ноябре, когда БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ дважды выступил в банкетном зале
на Бабушкина вместе с
НУ ПОГОДИ!,
ГОЛЬФСТРИМОМ,
РОССИЯНАМИ и
АКВАРИУМОМ
(для которого этот концерт был, фактически, дебютом на большой сцене).
В феврале 1975
Корзинин, Ковалёв, Зайцев,
Першина и
Панфилов уволились из
Левашово, где остался работать
Сафронов, собравший там собственную группу.
КОЛОКОЛ опять оказался без крыши над головой, но, к счастью, на её пути
встретился гитарист и певец Владимир Козлов (р.18.06.55 в Ленинграде) из
распавшегося незадолго до этого
СОЮЗА ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК. У него была
своя репетиционная площадка в двухэтажном особнячке на Васильевском, где
КОЛОКОЛ начал готовить новую программу. 26 февраля они сыграли на одной
из "Музыкальных Сред" композитора и музыковеда Абрама Григорьевича Юсфина
в Доме Композиторов.
17 марта 1975 БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ и
МИФЫ посетили Таллин, выступив в
официальной программе Дней Молодёжной Музыки. Обе группы отсняло местное
телевидение. КОЛОКОЛ спел перед телекамерами песню "Позволь", но цензура
не позволила выпустить её в эфир: у
Корзинина были слишком длинные волосы
и оператор показывал только его руки и грудь, а Зайцев играл с закрытыми
глазами.
МИФАМ с их "Мэдисон-стрит" повезло больше.
Вскоре после этого с КОЛОКОЛОМ рассталась Ольга
Першина, которая позднее выступала с
АРСЕНАЛОМ,
АКВАРИУМОМ и соло, большую часть 80-х провела в
Великобритании, позднее вернулась в Питер и продолжила свою соло-карьеру
на родине.
С марта по май КОЛОКОЛ играл на танцах в Арктическом Мореходном Училище.
Ещё одна крупная акция состоялась 7 мая, когда они вместе с
АВРОРОЙ дали
мощный концерт в Доме Архитекторов. С КОЛОКОЛОМ в этот вечер пел будущий
Орфей из знаменитой рок-оперы
ПОЮЩИХ ГИТАР, блистательный Альберт "Алик"
Асадуллин
(экс-ПРИЗРАКИ,
VICTOR,
ФЛАМИНГО,
НЕВСКАЯ ВОЛНА).
В июне 1975 БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ переехал в ДК "Детскосельский" в
Пушкине, однако, условия администрации не устроили музыкантов и они, не
выступив там ни разу, перебрались в Понтонную, где и играли до сентября.
Володе Козлову, однако, место приглянулось: он покинул КОЛОКОЛ и собрал
новую версию
СОЮЗА ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК, с которой работал там до конца
года.
Между тем, выступая в Понтонной, музыканты КОЛОКОЛА встретили Александра
Златкина, достаточно популярного в 60-х питерского клавишника и певца (он
играл в
ИСКАТЕЛЯХ,
АВАНГАРДЕ-66,
АЛЬБАТРОСЕ,
ПРИШЕЛЬЦАХ, питерской
СИНЕЙ ПТИЦЕ и т.д.), который к тому времени давно ушёл в профессионалы. Златкин
предложил группе устроиться в Красноярскую филармонию, обещая большие
деньги, весёлую жизнь и по меховой шапке на каждого. Они решили рискнуть,
и в октябре 1975 улетели в Красноярск, где влились в новоорганизованный
ВИА
ЕНИСЕЙСКИЕ ЗОРИ. Помимо
Корзинина, Ковалёва, Зайцева,
Панфилова и
Златкина, ВИА насчитывал двух певцов, ещё одного гитариста, тромбониста и
трубача.
За следующие полгода они исколесили весь Красноярский край от Хакассии до
Норильска, в первом отделении аккомпанируя эстрадным певцам, а во втором
исполняя собственные песни и несколько номеров JETHRO TULL, на полдороге
от Канска к Ачинску уволили Златкина, а в апреле 1976 вернулись в Питер и
устроились в клуб посёлка Коммунар под Павловском.
Весной и летом они несколько раз выступали на сэйшенах (в частности, на
проспекте Энергетиков с группой
САША-218), лето провели, играя на танцах
в Русско-Высоцком (где к ним вновь присоединился Саша Златкин) и думая,
как жить дальше. В августе 1976 кабацкий гитарист Борис "Боб" Белявский
соблазнил их непыльной работой на турбазе на горе Чегет. Слава
Панфилов
отказался, и его место занял Вячеслав Измайлов (сакс, флейта, аккордеон,
вокал) из
АЛЬБАТРОСА.
Панфилов полгода спустя проявился в супергруппе
экс-МИФА Юрия
Ильченко
ВОСКРЕСЕНИЕ.
Три месяца дела группы шли неплохо, однако, потом одна за другой начали
возникать неразрешимые проблемы: в октябре Зайцеву по семейным причинам
пришлось вернуться домой, где он устроился на работу к эстрадной певице
Таисии Калинченко.
В марте 1977
Корзинин решил, что по горло сыт Чегетом, и тоже улетел в
Питер. Фактически, история самого БОЛЬШОГО ЖЕЛЕЗНОГО КОЛОКОЛА на этом
закончилась. Ковалёв остался на Северном Кавказе, играя с новой группой,
в которую вошёл Майкл Кордюков (барабаны) и его коллеги по
ИДЕЕ ФИКС
Владимир Желудов (гитара) и Олег Иванов (клавишные). Впоследствии место
Ковалёва в этой безымянной группе занял бас-гитарист
ZA Валерий Черкасов.
Белявский вскоре эмигрировал в США.
Вернувшись в Питер, Корзинин предпринял попытку собрать новую группу, в
которой с ним опять играли Зайцев и
Курёхин, а также коллеги последнего по
ГОЛЬФСТРИМУ Сергей Белолипецкий (гитара, вокал) и Владимир "Гриня"
Грищенко (бас). 17 марта они дали свой единственный концерт, выступив в
абонементе Владимира
Фейертага в ЛЭТИ вместе с группой
ЗЕРКАЛО, после
чего разошлись в разные стороны:
Курёхин, Грищенко и Белолипецкий стали
участниками джазового комбо саксофониста Анатолия Вапирова (правда, очень
быстро там остался один
Курёхин); Зайцев оказался в ресторане, потом в
другом, позднее переехал в Москву и попал в группу
ЦВЕТЫ, в апреле 1987
участвовал в камбэке
ПЕТЕРБУРГА, а месяцем позже стал участником
DDT.
Корзинин нашёл работу в кафе "Сюрприз", где в конце 1977 собрал ещё одну
недолговечную группу
НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ ВИЗИТ (она же
МИФИЧЕСКИЙ КОЛОКОЛ) с
музыкантами
МИФОВ; по возвращении с Чегета Вити Ковалёва они объединились
с ним и Володей Желудовым под именем
РИСК.О!, выступая на нечастых в то
время сэйшенах и работая в ресторанах. Одно время на гитаре с ними играл
Вячеслав "Вяча" Черных из
БЕЛЫХ СТРЕЛ.
Пару раз
Корзинин с
Рекшаном вновь выступали под именем
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,
а осенью 1981 восстановили партнёрство на более прочной основе, взяв для
своей новой группы прозрачный псевдоним
ГОРОД. Весной 1987 классический
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ собрался ещё раз и на протяжение второй половины 80-х и в
90-х существовал, главным образом, как дуэт
Рекшана и
Корзинина, которым
аккомпанировали сессионные музыканты.
Летом 1984 на студии Андрея
Тропилло
Корзинин записал свой соло-альбом на
стихи поэта Андрея Соловьёва. Участие в работе принимали многие из бывших
коллег и почитателей музыканта.
Тропилло, правда, так и не довёл работу
до конца, поэтому его окончательное сведение осуществил на своей домашней
студии старинный друг
Корзинина, флейтист Андрей "Доктор" Соколов. Альбом
"Камни Санкт-Петербурга" вышел в январе 1988 под лэйблом А-Студии и был
удостоен высокой оценки на страницах журнала РИО и диплома на конкурсе
магнитоальбомов журнала "Аврора".
В 1988
Корзинин и Зайцев возродили идею БОЛЬШОГО ЖЕЛЕЗНОГО КОЛОКОЛА под
названием
НЕПРИКОСНОВЕННЫЙ ЗАПАС (Александр Бровко, гитара, Юрий Задоров,
клавишные, Юрий Иваненко, бас, и Юрий "Помидор" Соколов, баpабаны - двое
последних в начале 70-х играли в
ПОЮЩИХ ГИТАРАХ), записав с ним десяток
новых песен и удачно выступив на фестивале журнала "Аврора" (1989).
В 90-х
Корзинин продолжал выступать с
САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ, а также играл и
записывался с
РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ,
ЧИЖОМ & Co,
ХРАМОМ МИРА,
СП БАБАЙ и т.д.
Ковалёв, окончательно покинув музыку в начале 1984, работал телемастером,
а позднее стал жертвой рассеянного склероза и долгие годы был прикован к
постели. Он скончался в июне 2005.
К сожалению, многих из тех, кто прошёл через БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ,
уже нет с нами: 10 июля 1996 умер Сергей
Курёхин, 23 августа 2000 Никита
Зайцев. Помимо них, на протяжение 90-х из жизни ушли Александр Златкин,
Никита Лызлов, Валерий Соколинский, Владимир Грищенко и Владимир Желудов.
Летом 1996 от остановки сердца во сне умер постоянный соавтор
Корзинина
Андрей Соловьёв (р.10.07.57 в Мурманске), который в 80-х сотрудничал ещё
и с группой
ИГРЫ. После смерти поэта вышло два сборника его стихов. Сам
Корзинин покинул этот мир 25 февраля 2011.
Профессиональных записей КОЛОКОЛ не оставил. Несколько номеров, в 1974
записанных на фестивале в ДК им. Орджоникидзе, были реставрированы в
2009. Кроме того, определённое представление о творчестве группы может
дать соло-альбом Николая
Корзинина.
Андрей Бурлака