АРС

С начала 70-х посёлок Металлострой, расположенный выше по течению Невы
от юго-восточной окраины Петербурга, служил для города одной из главных
кузниц рок-н-ролльных кадров. Объяснялось это тем, что в Металлострое
находился НИИЭФА им. Д. В. Ефремова, некогда секретный "почтовый ящик",
имевший свой Клуб Учёных с неплохим залом и, что куда более существенно,
обладавший правом давать своим сотрудникам отсрочку от армии. В 70-х там
базировались легендарные
ЗЕМЛЯНЕ, а также не столь знаменитые, но тоже
любопытные
МЕРЦАЮЩИЕ ЗВЁЗДЫ,
ДЕВИЧЬИ СЛЁЗЫ,
СИНТЕЗ и
ГЕРОЛЬДЫ. В 80-х их дело продолжила группа АРС.
АРС вырос осенью 1983 из компании окрестных подростков, интересовавшихся
рок-музыкой и с огромным пиететом относившихся к тому, чем занимались их
старшие товарищи, в то время вынужденно сменившие имя
ЗЕМЛЯНЕ на
АТЛАС,
дабы избежать путаницы с группой пробивных эстрадных самозванцев.
АТЛАС
репетировал в основном зале, а молодёжь собиралась в подростковом клубе
"Чайка" (он располагался в том же здании, но имел вход с другой стороны).
Подростков было много, они составляли несколько групп, но репетировали
все на одном комплекте аппаратуры, строили свои колонки... Поначалу ни
стиля, ни названия, ни стабильного состава ни у кого не было: играли все,
кому ни лень, и на всём, до чего могли дотянуться.
В состав группы входили Сергей Харитонов, гитара, Олег Барабанов, бас,
Игорь Рудик, клавишные, Вячеслав Малышев, вокал, и Андрей Гербовицкий,
барабаны. Малышев и Барабанов жили в Колпине и до этого аккомпанировали
тамошнему автору-исполнителю, несколько песен которого принесли в свой
репертуар.
Через пару месяцев их судьбой заинтересовался вокалист
ЗЕМЛЯН Женя Яржин.
Для начала он уволил не устроившего его бас-гитариста, освоил этот новый
для себя инструмент и начал заниматься с молодёжью основами музыкальной
грамоты и аранжировками. Он же дал группе имя: "Со словом "Арс" у меня до
сих пор ассоциируется крохотный кинотеатр на площади Льва Толстого, т.е.
начало века, новое искусство, кино..."

Со временем группа обзавелась репертуаром и более или менее приличными
инструментами (Рудику, например, родители, потратив деньги, скопленные на
машину, купили синтезатор "MOOG") и начала готовить программу для первых
публичных выступлений. Их репертуар поначалу был в значительной степени
позаимствован у
ЗЕМЛЯН, хотя играли они и другую актуальную музыку, свои
сочинения, кое-что из советской эстрады и официальных рок-групп.
Олег Барабанов тоже не бросил музыку: в НИИЭФА он работал вместе с ещё
одной легендой 70-х, скрипачом и вокалистом
АПРЕЛЯ Сашей Лагутиным. Они
отремонтировали аппаратуру последнего, позвали гитариста с барабанщиком
и, подготовив программу, сели играть на танцах в доме культуры совхоза
"Ленсоветовский". Когда бронь в институте сняли, Олег загремел в армию,
но и там не пропал: он служил в ансамбле Ленинградского военного округа
с тогдашними и будущими участниками
СЕКРЕТА (Макс
Леонидов, Коля Фоменко
и Володя Кушнир).
Целый сезон все группы сосуществовали в Клубе Учёных параллельно. Весной
1984
АТЛАС уволился из НИИЭФА и ушёл в свободное плавание, а Яржин сделал
свой выбор: "Я остался в "подснежниках" (так называли непосредственно не
работающих на производстве сотрудников) и начал руководить самодеятельной
группой, репетировавшей в Клубе".
АТЛАС, находившийся на распутье - то ли
пойти в ресторан, то ли ехать за семь вёрст в провинциальную филармонию -
подумывал о том, чтобы позвать Игоря Рудика вторым клавишником вместо
скрипачки, но в итоге от этой идеи отказался.
Параллельно с репетициями в Клубе Учёных, Женя Яржин занимался со своим
педагогом академическим вокалом, собираясь поступать в Консерваторию, но
срезался на первом же туре. "Консерватория не приняла меня в единоверцы,
зато Вера благосклонно распахнула двери Храма", - Яржин начал петь в хоре
Владимирского собора. Там он открыл для себя шедевры церковного пения от
Чеснокова, Львова и Рахманинова до Чайковского, изрядно пугая богомольных
старушек гривой волос и бас-гитарой под мышкой - сразу после утреннего
молебна ему нередко приходилось ехать на занятия с АРСОМ.
Лето 1984 АРС провёл, играя на танцах в Парголово. Осенью Гербовицкого
забрали в армию. На его место пришёл Николай "Шарик" Шаромыгин, знакомый
Володи Козлова из
СОЮЗА ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК. Он был старше остальных и
несколько лет играл на пригородных танцплощадках с группой
КОСМОС. Тогда
же с АРСОМ расстался Слава Малышев, который работал на Ижорском заводе и
не мог официально устроиться в Клуб Учёных. Его место занял певец Валерий
Андреев.
Самым ярким событием в жизни группы стало участие в официальной Неделе
политической песни, приуроченной к XII Всемирному фестивалю молодёжи и
студентов в Москве. Она открылась 13 июня 1985 в ДК им. Ильича и широко
освещалась всеми средствами массовой информации. В программе недели были
концерты, зонг-митинги, праздники песни, встречи музыкантов с молодёжью,
а в числе участников, помимо АРСА, значились Анна Вавилова &
ПРЕМЬЕРА,
ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА,
АНТАРЕС,
НЕВСКИЙ ФАКЕЛ и т.д. К фестивалю АРС
подготовил рок-сюиту Александра Морозова "Утро планеты", ранее звучавшую
в исполнении
ЗЕМЛЯН, но в своей аранжировке: единственным исключением
стало монументальное клавишное соло в манере Кита Эмерсона, которому
Рудика любезно обучил клавишник
ЗЕМЛЯН Женя Мясников. На конкурсе группа
заняла второе место, благодаря чему даже попала в телевизор.

В рамках недели АРС и рок-клубовский
БУФФ выступили на открытой сцене в
ЦПКиО, а осенью вместе дали несколько концертов в воинских частях близ
Питера. В остальное время АРС честно выполнял функции самодеятельности
НИИЭФА, играя на танцах, банкетах, свадьбах, официальных мероприятиях,
конкурсах и фестивалях. В Рок-клуб они не вступали (и даже не пытались),
считая, что у них маловато своего материала, и распались в конце весны
1986.
Яржин, проработав год фотографом, вернулся в инженеры. Валеру Андреева в
июне пригласили в металлический
СЕЙФ, после чего он пел в
ОРДЕНЕ,
ЦЕХЕ,
ЭВЕРЕСТЕ и
СКОРОЙ ПОМОЩИ. Игорь Рудик в конце лета стал клавишником
СОЮЗА ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК, потом играл с
МАНУФАКТУРОЙ, а в 1987 стал одним из
основателей популярной группы
ДЕТИ. Первым барабанщиком
ДЕТЕЙ был Андрей
Гербовицкий, но после пары концертов ушёл, бросил музыку, а позже умер от
проблем, вызванных алкоголем. В начале 90-х сердечный приступ унёс жизнь
второго барабанщика АРСА Коли Шаромыгина, а в 2011 по той же причине этот
мир покинул Слава Малышев.
Единственным из АРСА, кто остался в музыке, оказался Игорь Рудик. После
ДЕТЕЙ он играл в
ПАТРИАРХАЛЬНОЙ ВЫСТАВКЕ, с Лёшей
Вишней, в кавер-бэндах
DOWN TOWN WILD,
BACK UP и
KRAKATAU SURFERS, отметился на альбомах
НЭП, Михаила
Сульина и Фёдора
Чистякова
(экс-НОЛЬ), а с 1999 по 2005 участвовал
в концертном составе
ЗЕЛЁНОЙ КОМНАТЫ последнего, хотя изредка играл с
ним и в следующем десятилетии. Позднее Игорь занялся студийной работой и
видеомонтажом. До нашего времени дошёл ряд записей АРСА, включая сюиту
"Утро планеты", но покуда они не опубликованы.
Андрей Бурлака