АРС

Появившись на свет в самом начале 80-х, питерская группа АРС занимала на
музыкальной карте города тех лет особое место: не стремясь ни в Рок-клуб,
ни в филармонию, она исполняла свою оригинально задуманную и безупречно
аранжированную музыку на стыке арт-рока и новой волны почти исключительно
в стенах Ленинградского Дворца Молодёжи, где отработала без малого пять
лет.
Основателем и автором всего репертуара АРСА был пианист и аранжировщик
Константин
Ефимов. Он родился в Питере в 1958 и рос с бабушкой, которая
и приобщила его к музыке в возрасте четырёх лет, когда его работавшие по
контракту в ГДР родители прислали оттуда сыну пианино "Wolkenhauer" (1937
года выпуска). Поначалу юный музыкант занимался с домашними учителями,
потом в музыкальной школе и, наконец, в Ленинградской Консерватории.
Ещё в школе
Ефимов начал сочинять музыку, а получив диплом, оказался во
Дворце Молодёжи, где осенью 1981 ему предложили собрать свою группу. В её
состав вошли студенты и выпускники музыкальных училищ, по большей части,
не имевшие опыта сцены: Алексей
Зубарев, соло-гитара, Борис Богатов, бас,
Андрей Ардентов, клавишные, и Вадим Косов, барабаны. Косов тоже учился в
Консерватории и посещал Капеллу. Летом 1979 он недолго играл в
РОССИЯНАХ,
а потом в оркестре
ДИСКО.
Зубарев сессионировал на записях ленинградской
"Мелодии". Звукорежиссёром АРСА стал Андрей Дейков.
Дворец Молодёжи, который надеялся с помощью группы привлечь в свои стены
модную публику, щедро выделил на её экипировку шестьдесят тысяч рублей -
АРС получил в своё распоряжение клавиши "Vermona", "Roland 550" и "Fender
Rhodes", гитары "Gibson" и "Fender Jazz Bass", барабаны "Superamati" и
т.п.
Ефимов сочинял элегантные инструментальные пьесы и немного пел (хотя не
был силён в сочинении текстов), однако, для выступлений на танцевальных
вечерах группе были необходимы настоящие вокалисты, поэтому весной 1982
в АРСЕ появился Александр
Донских, который до этого пел в группе
ДЛИННАЯ ДИСТАНЦИЯ и вступил в Рок-клуб как клавишник
ЗООПАРКА. Время от времени
к ним заглядывала дочь Эдиты Пьехи Илона Броневицкая.
Донских вспоминал,
как они дуэтом пели "Mystery of Love" Донны Саммер, хотя в основном АРС
исполнял собственные сочинения - разрешения на это добилось для группы
руководство ЛДМ.
АРС репетировал по соседству с театром "Лицедеи" и еженедельно играл на
вечерах во Дворце. Броневицкая вскоре пропала, но в группе появился ещё
один клавишник и певец Михаил Вайман. В мае 1982 техническую группу АРСА
укрепил светооператор Виталий Роткович.
В начале 1983 АРС практически впервые выбрался за стены ЛДМ, выступив на
сборном концерте в "Юбилейном", разогревая
АВГУСТ.
Донских к тому времени
переманили
ЗЕМЛЯНЕ, поэтому с АРСОМ пел Игорь Семёнов из
ПУЛЬСА. У него,
впрочем, были другие планы на будущее, и той же весной Игорь организовал
свой
РОК-ШТАТ. После Семёнова к микрофону был приглашён Леонид Прохоров
(в 60-х и 70-х он пел в группах
ОРИОН,
БАРОККО и т.д., позднее выступал в
Мюзик-холле, однако, предпочитал петь рок или джаз, а не эстраду).
В 1983-1984 АРС довольно активно участвовал в музыкальной жизни, однако,
никаких существенных сдвигов в положении группы не произошло, поэтому в
её рядах начались шатания. В июне 1983 АРС покинул Косов, место которого
занял молодой, но одарённый барабанщик Константин Иванов, дебютировавший
в студенческой группе
ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ. В конце года ушёл
Зубарев (позже в
ТРЕСТЕ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ,
СЕЗОНЕ ДОЖДЕЙ и т.д.) - их новым
гитаристом стал Фёдор Иванов, игравший до этого разве что на пригородных
танцплощадках.
После того, как в апреле 1984 распалась группа
ВАРИАНТ, её звукооператор
Александр Дрызлов перевёз свою аппаратуру во Дворец Молодёжи, а гитарист
Александр Казбеков (ранее
ЛЕСНОЙ ПРОСПЕКТ) сменил Фёдора Иванова (позже в
ЗАРОКЕ и
РОК-ШТАТЕ). Почти одновременно место Прохорова занял экс-певец
ФОРВАРДА и
ЗЕМЛЯН Михаил Кошелев. В этом составе АРС записал свой альбом
"Себя не потерять" (1984), отработал во Дворце до мая 1985 и распался.
Ардентов перешёл в поп-группу
ТЕЛЕСКОП, которая образовалась на обломках
ВИА
КАЛИНКА; Богатова пригласили к Пьехе, Дейкова в
СТАРТ, а Ротковича в
АВГУСТ. Казбеков, который в последние месяцы существования группы крутил
ручки за пультом, а не играл на гитаре, стал директором и звукорежиссёром
популярной в 80-х Студии ЛДМ. Костя Иванов отработал сезон с
ДИЛИЖАНСОМ,
потом отслужил в армии, в 1988 полгода играл в
СОЮЗЕ, а потом перебрался
в Европу и ныне живёт в Голландии.
Основатель АРСА, Константин
Ефимов, в 1985-1988 сотрудничал с группами
НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ,
МОДЕЛЬ и
ЯБЛОКО. После того, как Железный Занавес
рухнул, он отправился знакомиться с миром, работал в Восточной Европе и
Скандинавии, а на рубеже 90-х оказался в США и поселился в Калифорнии.
Американская судьба
Ефимова оказалась более успешной, нежели у множества
других охотников за удачей из стран Восточной Европы: он был принят в
Голливуде, подписал контракт с солидной компанией Narada и дебютировал
на рынке музыки нью-эйдж высоко оцененными критикой альбомами "Suite St.
Petersburg: A Piano Portrait" (1994) и "10 Pebbles" (1996). К настоящему
времени дискография музыканта насчитывает около двадцати альбомов, среди
которых "Interpretations of Elton John", на котором он представил свои
версии песен великого певца и композитора. Помимо собственных альбомов
Ефимов (нередко известный под
сценическими именем "Kostia") успешно сотрудничал с такими определяющими
лицо фирмы Narada артистами как Дэвид Аркенстоун и Майкл Геттель.
В 2001 Костя
Ефимов и знаменитый гитарист Дэрил Штюрмер (работавший с
Джорджем Дюком, GENESIS и всеми его участниками, включая Фила Коллинза)
выпустили весьма интересный альбом "Another Side of Genesis". Что же до
записей АРСА, то они не изданы и по сей день.
Интересно, что почти одновременно с АРСОМ из ЛДМ в Питере существовала
и другая группа под тем же именем: её собрал экс-вокалист старых
ЗЕМЛЯН
Евгений Яржин. Второй
АРС базировался в Доме Учёных института НИИЭФА в
Металлострое, исполнял собственный материал и развалился через год после
первого, а его участники рассеялись по группам
СОЮЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК,
ДЕТИ и
СЕЙФ.
Андрей Бурлака