 |
8 сентября 2007 - In Memoriam: Юрий Алынин
После тяжёлой и продолжительной болезни из жизни ушёл замечательный питерский музыкант, гитарист, аранжировщик и автор песен Юрий Алынин, известный по участию в группах АРГОНАВТЫ, МЕЛОМАНЫ и многим другим.
Юрий Фёдорович Алынин родился 18 октября 1946 в Питере, электрический гитарный звук, по его собственному признанию, впервые услышал году в августе 1963 в одной из программ Би-Би-Си, ничего толком не зная о поп-музыке (хотя ещё раньше проявлял интерес к гитаре и немного поигрывал на ней). Вскоре он узнал, что заинтересовавшая его песня звучала в исполнении THE BEATLES – тут-то всё и началось. Параллельно Юра слушал джаз, с интересом смотрел фильм «Серенада солнечной долины», слушал какие-то записи на костях. В том же году Алынин купил семиструнную гитару и быстро освоил её по самоучителю. В 1964 он поступил в класс классической гитары при ДК им. Цюрупы и исполнял испанские и мексиканские пьесы в инструментальном гитарном ансамбле. Он быстро прогрессировал, был замечен и в том же 1964 через мать, которая работала в управлении культуры Колпина, получил приглашение аккомпанировать известному в те годы певцу Печковскому на концерте в Мраморном дворце. Как-то раз Алынин увидел на улице объявление о наборе в джазовую школу Павла Нисмана на ул. Салтыкова-Щедрина и поступил в обучение к преподавателю гитары Анатолию Кучерову. Вместе с другими учащимися школы он регулярно играл концерты в её стенах, а позднее начал подменять самого Кучерова, который играл в кинотеатре «Молодёжный» с оркестром Владимира Васильева. В Колпине, с которым Алынин был связан на протяжении большей части своей жизни и музыкальной карьеры, в первой половине 60-х уже начинала бурлить новая культура. Тон задавали джазмены, бас-гитарист Юрий Матусевич и его друг, виртуозный пианист Сергей Раевский (по словам Юрия, ничем не уступавший Голощёкину). Какое-то время Алынин играл с ними в трио на акустической гитаре. Он много занимался гитарой, играл по нотам и импровизировал, в 1965 работал в ресторане «Орёл» в Пушкине и был участником традиционного джазового комбо (два саксофона, труба, тромбон, ритм-секция), хотя, по-прежнему, слушал рок-н-ролл. 13 сентября 1965 Алынина на три года призвали в армию. Сначала его хотели направить в ракетные войска, но он разыграл перед медкомиссией заикание, благодаря чему оказался в бронетанковом подразделении и служил неподалёку от дома, на бульваре Киквидзе в Пушкине. Вместе с ним служили будущие музыканты оркестра Анатолия Бадхена, пианист Валерий Латман и саксофонист Виктор Смирнов. По выходным они, по традиции, халтурили, исполняя джаз в близлежащих питейных заведениях. Осенью 1967 Латман и Смирнов демобилизовались. Алынин остался один и даже подумывал о том, чтобы по возвращении со службы завязать с музыкой. Домой он вернулся 30 мая 1968, вскоре устроился работать художником-оформителем в колпинский клуб «Строитель» и в один прекрасный день услышал, как по соседству с ним музицируют какие-то молодые люди. Оказалось, что это группа МЕЛОМАНЫ, ещё только начинавшая своё существование. Некоторое время Алынин общался с ней, но в начале осени присоединился к репетировавшему по соседству джаз-оркестру ОКТАВА, которым руководил саксофонист Владимир Урбас. В июне 1969 Влад Калле из колпинской группы ДЕРВИШИ предложил Алынину съездить на прослушивание к бас-гитаристу группы САДКО Александру Фохту. В то время САДКО по сути дела развалились, и Фохт решил набрать новый состав, чтобы работать с ним от Карельской филармонии. В результате недолгих переговоров Алынин и ДЕРВИШИ в полном составе были завербованы в САДКО и выехали в Петрозаводск. За следующие полтора года они сделали программу и много ездили по стране, исполняя как западные хиты, так и советскую эстраду. Кроме того, в их репертуар входило несколько номеров Влада Калле. Осенью 1970 и эта версия САДКО распалась, Алынин вернулся в Колпино, устроился работать на литейный завод и собрал трио ТРОЛЛИ, с которым играл на танцах в том же клубе «Строителей», известном среди местной публики как «Лапоть». В их репертуар входило много номеров CREAM, Jimi HENDRIX EXPERIENCE и другого материала в модном блюз-роковом ключе. Следующей весной он прослышал о крутой группе THE PHANTOMS, которая играла на танцах в пушкинском Доме Офицеров, предложил ей свои услуги и был принят. Кроме того, в июне 1971, с подачи бывшего барабанщика ТРОЛЛЕЙ Володи Калинина, Юрий принял участие в джеме с музыкантами польской группы SKALDOWE в школе на Охте. THE PHANTOMS, между тем, переехали из Дома Офицеров в Тярлево, продолжая экспериментировать с составом и используя в аранжировках валторну, флейту, трубу и тромбон (в качестве духовиков, как правило, привлекались музыканты-сверхсрочники из многочисленных в Пушкине частей и военных училищ) Осенью 1972 на пути Алынина встретились два молодых человека, Анатолий Большаков по прозвищу «Бальза» или «Корвалан» и Александр Шаляпин. Они хорошо пели дуэтом песни THE BEATLES и DEEP PURPLE, и Юрий решил сделать с ними новую группу, которой дал имя ГАРМОНИЯ. Толик стал вторым гитаристом, Саше достался бас, а за барабаны был приглашён экс-барабанщик ДЕРВИШЕЙ и САДКО Александр Гостилин. Той же зимой стало известно, что в ЛДХС на Рубинштейна пройдёт очередной поп-фестиваль, вернее, смотр-конкурс самодеятельных групп. ГАРМОНИЯ подготовила для конкурса три песни: «Двое» (которую Алынин сочинил на стихи Михаила Светлова), «Цветопад» (на стихи ДЕРВИША Саши Калле, который в то время уже играл у Эдиты Пьехи) и «Синий свет» (на стихи Михаила Дудина). Юрий сделал для всех номеров интересные аранжировки с использованием многоголосия, а «Цветопад» в их исполнении звучал как настоящий хиппистский гимн! Алынин в то время играл на гитаре «Fender» японского производства. Выступление он начал с гитарного соло Хендрикса, зал завёлся, инструментал и все три песни публика приняла на ура, а жури отнеслось благосклонно и попросил исполнить ещё что-то на свой выбор. ГАРМОНИЯ исполнила свою песню «Канатоходцы». Кроме того, группа играла на танцах – сначала на открытой площадке в Колпине, т.н. «Сковородке», а потом в ДК «Нева» в Понтонной. Там ГАРМОНИЯ помимо своих песен исполняла много фирмы, в т.ч. фрагменты рок-оперы «Jesus Christ Superstar», а в её составе появился поющий тенор-саксофонист. К сожалению, их дальнейший прогресс приостановили проблемы с алкоголем у части музыкантов, поэтому доиграв с группой до конца августа 1973, Алынин бросил ГАРМОНИЮ, в сентябре по просьбе Володи Калинина заменил в АРГОНАВТАХ заболевшего гитариста и даже принял вместе с ними участие в записи песен и съёмках фильмеа «Это беспокойное студенчество», который на следующий год получил Гран При на фестивале документального кино в Мюнхене. После этого он вернулся в клуб «Строитель», где собрал ещё одну группу, получившую имя ШЛАГБАУМ: инструментальную секцию составили Сергей Козлов, бас, Игорь Кравец, барабаны, и Владимир Архипов, клавишные, а вокальную – жена Володи Лена и её подруга, который один в один пели репертуар группы ABBA! Они отыграли в том же «Строителе» сезон, после чего Алынина опять позвали АРГОНАВТЫ, с которыми он провёл лето в посёлке Прасковьино близ Геленджика. Осенью 1974 Юрий занял пост художественного руководителя МЕЛОМАНОВ, в составе которых он в 1979 и закончил музыкальную часть своей карьеры. Позже он занимался разнообразной творческой и не особо творческой деятельностью, например, участвовал в реставрации Янтарной комнаты, продолжал писать песни для различных исполнителей (среди его клиентов была даже Алла Пугачёва). Его сын Юрий не пошёл по отцовской стезе, увлёкся спортом и даже стал членом сборной России по хоккею. Юрий Алынин оказал большую помощь в создании Энциклопедии питерского рока, вспомнив многие не слишком известные страницы его истории, к которым он имел самое непосредственное отношение. Мир его праху.
Андрей Бурлака
|
 |