 |
9 июля 2005 - Happy birthday, Rock’n’Roll!
9 июля исполняется пятьдесят лет музыке, которая дала название нашему сайту и смысл жизни многим из нас – rock’n’roll is here to stay!
Собственно, 9 июля отмечается как день рождения рок-н-ролла потому, что именно в этот день пятьдесят лет назад песня «Rock Around the Clock» на восемь (!) недель подряд возглавила список самых продаваемых в мире синглов в журнале «Billboard», что и обозначило наступление новой эры. Чтобы вспомнить, как именно это произошло, я позволил себе привести ниже фрагмент из исчерпывающе полного труда Фреда Бронсона «The Billboard Book Of Number One Hits» (Billboard Publications Inc., New York, 1985) в собственном переводе.
Bill HALEY AND HIS COMETS «(We’re Gonna) Rock Around the Clock» Decca 29 124
Writers: Max Freedman, Jimmy De Knight Producer: Milt Gabler July 9, 1955 8 weeks
Какой-нибудь рядовой сотрудник звукозаписывающей индустрии, раскрыв выпуск «Billboard» от 9 июля 1955 года и скользнув глазами по списку Наиболее Продаваемых Синглов Недели, несомненно отметил, что первую строку в нём занимает песня «(We’re Gonna) Rock Around the Clock» в исполнении Bill HALEY AND HIS COMETS, но не найдя в этом ничего из ряда вон выходящего, перевёл взгляд на другие новости шоу-бизнеса. И поныне невозможно понять, почему, всё-таки, именно первое место этого сингла Хэйли стало разделительной чертой между тем, что было «до» и «после». Лишь с дистанции в три десятилетия можно оценить, насколько повлияла эта песня на всю нашу культуру. Именно она знаменовала собой наступление эры рок-н-ролла. «Rock Around the Clock» отнюдь не была первой песенй в стиле рок-н-ролл. Историки расходятся в вопросе о приоритете, но многие согласны с тем, что пальму первенства можно отдать «Rocket 88», которую записал в Мемфисе в 1951 певец Джеки Бренстон (на самом деле, пластинку записал ансамбль Айка Тёрнера, у которого вокалист Бренстон обычно играл на саксофоне). Хэйли в том же году тоже записал «Rocket 88» - это, фактически, был первый рок-н-ролл, записанный белым исполнителем! Термин «рок-н-ролл» изобрёл тоже не Хэйли. Здесь приоритет у диск-жокея Алана Фрида, который родил это словечко в 1947, прослушав «We’re Gonna Rock, We’re Gonna Roll» в исполнении «Дикого» Билла Монро. В чём заслуга Хэйли, так это в том, что он заложил рок-н-ролл в сознание Америки – а за ней и всего мира. Его карьера не достигла стратосферных высот Элвиса Пресли, но он навсегда останется для истории Отцом Рок-н-ролла. Он родился как Уильям Джон Клифтон Хэйли (William John Clifton Haley) в Хайлэнд-Парке, Мичиган, 6 июля 1925. Его отец, рабочий-текстильщик, играл на банджо, а мать давала уроки фортепьяно и иногда играла на органе в ближайшей баптистской церкви. Когда Биллу было семь, его семья переехала в Уилмингтон, штат Делавер, а вскоре он начал бренчать на самодельной гитарке, которую выпилил из фанеры. Ответив на объявление, попавшееся ему в «Billboard», Хэйли был принят исполнителем йодля в вокальную группу THE DOWNHOMERS. Потом расстался с ними, чтобы стать диск-жокеем на станции WSNJ в Бриджпорте, Нью-Джерси. В 1948 он перебрался на станцию WPWA в Честере, Пенсильвания, при которой организовал вокальную группу THE FOUR ACES OF WESTERN SWING. В 1949 Хэйли распустил их, чтобы собрать THE SADDLEMEN, которые год спустя подписали контракт с Holiday Records Дэйва Миллера, а в 1952 записали «Rock This Joint», песню, в которой музыка кантри была смешана с ритм-энд-блюзом. В 1953 THE SADDLEMEN превратились в THE COMETS, а их первым хитом стала «Crazy Man, Crazy», которая заняла в списках популярности «Billboard» 15-место и, опять-таки, стала первым рок-н-роллом, отметившимся в чартах. В том же году авторы песен Макс Фридман (Max Freedman) и Джимми Де Найт (Jimmy De Knight) – а на самом деле, музыкальный издатель из Нью-Йорка Джимми Майерс (Jimmy Myers) – сочинили новый номер специально под Хэйли. Дэйв Миллер, однако, недолюбливал Майерса и не позволил Хэйли записать песню. Только когда контракт Хэйли с Миллером закончился, они с Майерсом отправились к Милту Габлеру с Decca Records. Габлер, не сходя с места, заключил с Хэйли и его THE COMETS контракт, и 12 апреля 1954 группа пришла в студию, чтобы записать два трека: «Thirteen Women» и ту самую песню, которую отказался записывать Миллер, а именно «(We’re Gonna) Rock Around the Clock»! Песня имела лишь скромный успех. Звездой национального масштаба Хэйли сделал его следующий сингл, кавер-версия песни Джо Тёрнера «Shake, Rattle And Roll». Следом за ней появились ещё два хита, достойные Топ20: «Dim, Dim the Light» и «Mambo Rock». Но Майерс не собирался бросать «Rock Around the Clock» на произвол судьбы. Чтобы как-то продвинуть песню, он разослал копии сингла всем, кого хоть мало-мальски знал в Голливуде. И это сработало. Весной 1955 MGM выпустила в прокат кинокартину «The Blackboard Jungle», главную роль в котором - учителя старших классов, противостоящего бунтующим ученикам - сыграл Гленн Форд. Вступительные титры фильма шли под звуки «Rock Around the Clock». Это стало сенсацией. В кинотеатрах происходили вспышки насилия. Клара Бут Люс обозвала фильм «дегенератским» и настояла на том, чтобы его исключили из программы Венецианского кинофестиваля. Но зато пластинка Хэйли была моментально переиздана и взлетела на первую строку списков популярности – так и началась эра рок-н-ролла. В 1956 кинопродюсер Сэм Кацман пригласил Bill HALEY AND HIS COMETS сняться в главных ролях нового фильма «Rock Around the Clock». Это положило начало новой тенденции в брачном союзе рок-н-ролла и кинематографа. Хэйли никогда не удалось повторить успеха своего хита номер один, но он концертировал по всему миру. Во второй половине 60-х Хэйли был крайне популярен в Европе и вернул себе расположение земляков после того, как проехался по Штатам с шоу рок-н-ролл возрождения промоутера Ричарда Надера. К сожалению, в 70-х Хэйли стал жертвой алкоголизма и нараставшей паранойи. Он умер 9 февраля 1981 у себя дома, в Харлингтоне, Техас. В свидительстве о смерти было указано: «умер от естественных причин, вероятнее всего, усугублённых сердечным приступом».
Top5 недели, начавшейся 9 июля 1955:
«(We’re Gonna) Rock Around the Clock» - Bill HALEY AND HIS COMETS «Cherry Pink And Apple Blossom White» - През Прадо «Blossom Fell/If I May» - Нат «Кинг» Коул «Unchained Melody» - Лес Бакстер «Learnin’ the Blues» - Фрэнк Синатра
|
 |