 |
23 января 2004 - В поисках сюжета...
Ощущая некоторую ограниченность своего творческого метода, который опирается, в основном, на афишу «Молока» и «Орландины», я решил поближе узнать контингент клуба «Пятница»...
Благо, подвернулся повод: ещё в октябре, на концерте Светы Сургановой и её оркестра я познакомился с группой МАТА ХАРИ из приволжского Дзержинска. Хотя землячество с Сергеем Чиграковым (который родился и вырос в этом городе-заводе) не предвещало ничего интересного, подаренный музыкантами диск медленно, но верно продвигался по полке всё ближе и ближе к CD-проигрывателю, пока я, наконец, не собрался послушать подарок. Результат превзошёл ожидания: вместо угрюмого хардкора или идиотического поп-панка, которые было логично ожидать от жителей индустриальной провинции, я услышал изумительную, мелодически свежую музыку, сильный и выразительный голос, уверенный инструментал с выверенными контрапунктами гитар и радующе плотным звуком. Несколько смущала лёгкая эклектика, но было похоже, что она – всего лишь следствие того, что вошедшие в альбом песни сочинены на протяжение долгого времени. Зато сильно впечатлил эффектный кавер знаменитой песни «Течёт Волга», которую, кажется, никто, кроме Людмилы Зыкиной исполнять не рисковал! Поэтому, узнав, что МАТА ХАРИ выступает в «Пятнице», я решил увидеть группу своими глазами. Надо заметить, что за два с половиной года, прошедшие со дня своего открытия клуба, его интерьеры приобрели более или менее пристойный вид, да и звук наладился, хотя и не до уровня безупречности, но разобрать, кто и что играет, можно без особых усилий. В афише были заявлены МАТА ХАРИ, НЕТ ПАПЫ БЕЗ РЕМНЯ, ДЕМИУРГИ и КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА, причём, последние, насколько я понял, были чем-то вроде дочернего проекта первых. Ещё на настройке МАТА ХАРИ сыграла утяжелённую версию гребенщиковского хита «Береги свой хой» (кстати, так и не попавшего в БГ-трибьют «Небо и Земля», хотя есть ещё и кайфовая его версия в интерпретации УЛИЦ), чем задала определённый вектор всего концерта. Они начали с ещё одного кавера – на этот раз, «Blues de Moscou»: умно для приезжей группы, а, главное, музыкально убедительно. Собравишиеся подростки даже начали танцевать. Потом песни из альбома «От Шизгары до Ангары» чередовались с другими песнями ЗООПАРКА («Мажорный рок-н-ролл», «Буги-вуги каждый день»), что лично мне показалось несколько странноватым: неужели музыканты верят, что в Питере все с утра до вечера распевают песни Майка и БГ? Я уж не говорю о рассказывании со сцены анекдотов – на моей памяти это выходило органично только у покойного Свина. Чтобы сразу покончить с минусами, замечу, что МАТЕ ХАРИ (и особенно её вокалисту) нужно срочно задуматься о своём имидже: видок а ля молодой Шахрин – это, простите, не то, в чём хочется видеть музыканта современной группы! Что же до плюсов, то они куда более очевидны: упомянутые выше мелодизм и сильный вокал, а также блестящее владение инструментами, лаконичные, но броские гитарные соло (особенно в песне «Танцуй») и изящные рисунки (в «Вспомню ли»), пружинистый бас (например, в «Здравствуй» или в той же «Волге»), мощные везде барабаны. Явные жемчужины программы – «Милая Анна» как будто взята из саундтрека к какой-нибудь исторической костюмной киноленте про благородных разбойников и неприступных красавиц, заглавный номер альбома («От Шизгары до Ангары») – этакий панегирик хиппанский эпохе, к слову, вполне в манере Чижа, а также не прозвучавшая (жаль) в этот вечер псевдо-индийская мелодрама «Бродяга». Кстати, в свой вариант «Волги» МАТА ХАРИ ловко вставили куплет из «Реки» АКВАРИУМА («Насколько по кайфу быть здесь мне...»). Set-list МАТА ХАРИ: 1. «Blues de Moscou»; 2. Здравствуй, я возвратился; 3. Танцуй; 4. Мажорный рок-н-ролл; 5.Милая Анна; 6. Течёт Волга; 7. От Шизгары до Ангары; 8. Вспомню ли; 9. Буги-вуги каждый день. О следующей группе со странным названием НЕТ ПАПЫ БЕЗ РЕМНЯ я уже слышал: за пару дней до этого они играли в «Молоке». По описанию выходило, что это нечто вроде 2Х КАПИТАНОВ, но попроще – типа 1.5КАПИТАНА. На деле всё оказалось не совсем так, вернее, совсем не так. С КАПИТАНАМИ ПАПЫ роднит разве что состав: бас + вокал и барабаны, да естественный при этом уклон в жёсткий фанк. В остальном же НЕТ ПАПЫ БЕЗ РЕМНЯ абсолютно самостоятельны. Во-первых, вокал. В отличие от КАПИТАНОВ или ГРУЗОВИКОВ их певец использует этакие фолковые распевы и чисто русское интонирование. Во вторых, сюжеты песен – насколько удалось их расслышать – вполне оригинальны, а в текстах присутствуют точные жизненные наблюдения, бойкий слог, тяга к парадоксам и явное чувство юмора. Фольклорные мотивы были заметны в почти-хите «Я прожил этот день без потерь» и подростковой драме «Я не буду с тобой», а в «Пьяном рэггей» на ямайские ритмы удачно легла славянская мелодия. То же самое можно сказать о номере «The Disco»: ритм из одной оперы, гармония из другой, но как удачно сложились! В инструментале «Неуловимые мстители» обнаружились интонации кантри-энд-вестерн, а в прозвучавшем на коду ироничном рок-н-ролле ПАПЫ почти невзначай спародировали модную ГЛЮКOZZу («Я гуляю с доберманом»). При этом, в паре номеров поющий бас-гитарист усилил эффект, сыграв соло на губной гармонике. Одним словом, браво! Следующим номером программы была группа ДЕМИУРГИ, у которой я, увы, успел послушать только начало, в котором они сделали кавер-версию забыл, чьей песни («Can You Hear My Heartbeat»), исполнив её то по-английски, то по-русски. Вообще, из того, что я успел раслышать, мне показалось, что группа играет этакий современный гараж: песни построены не столько на мелодиях, сколько на риффах, вокал даже при русских текстах звучит несколько по-английски, ритм-секция звучит атакующе. Народ в зале явно пришёл на них, и уже со второго номера в зале началось шумное веселье. Но на этом мне пришлось покинуть гостеприимную «Пятницу» - в «Орландине» меня уже ждала ТОРБА-НА-КРУЧЕ.
Андрей Бурлака
|
 |