НА ЗАРЕ

На протяжение всех полутора сотен лет своей биографии питерский Военмех (когда-то начинавшийся как ремесленное училище цесаревича Николая, а сегодня ставший Балтийским государственным техническим университетом) не только обеспечивал кадрами военную, а потом ракетно-космическую, атомную и авиационную промышленность, но и служил очагом культуры: оттуда вышли и министры, и космонавты, и музыканты. Так, в 50-х там играли джаз, а в 60-х Военмех был кузницей кадров питерского рок-н-ролла. С ним связаны такие имена как АРГОНАВТЫ, ФЛАМИНГО, ГАЛАКТИКА, ЗЕЛЁНЫЕ МУРАВЬИ, Q 69 и ряда других героев его истории.

Но и позднее этот поток не прерывался. Так, осенью 1974, после поездки одного из стройотрядов в местечко Хаппо-Ое Ленинградской области (близ Разметелево), у его бойцов возникло желание продолжить общение, но теперь уже в группе, получившей имя НА ЗАРЕ (в котором угадывалась симпатия её будущих участников к музыке NAZARETH). В её состав вошли Андрей Кубяк, гитара, Владимир Грибанов, клавишные, Александр "Шура" Елисеев, вокал, и Валентин Демидов, барабаны. Чуть позже к ним присоединился второй клавишник Александр Куликов.

Базировалась НА ЗАРЕ в клубе танкового завода близ станции Красные Зори (куда народ везла электричка с Балтийского вокзала). Что интересно, у них был свой менеджер Александр Ястребов, задачей которого было обеспечение группы работой. Они играли на танцах у себя в клубе, а также на свадьбах, юбилеях, школьных вечерах и т.д. Их репертуар не блистал оригинальностью и включал текущую популярную музыку (главным образом, импортный хард и поп-рок) и всё, что годилось для танцев.

Когда учёба стала отнимать всё больше времени (а Военмех в этом плане заведение серьёзное), музыка отошла на второй план, а пару лет спустя и вовсе сошла на "нет", но по окончании института у Демидова, который к тому времени распределился в НИИЭФА им. Д. Ефремова, известный не только своими научными разработками, но и тем, что там базировались ЗЕМЛЯНЕ, ГЕРОЛЬДЫ, МЕРЦАЮЩИЕ ЗВЁЗДЫ и ещё несколько групп, возникло непреодолимое желание возродить группу, но уже на более серьёзном уровне.

Чтобы повысить свой уровень, он даже поступил в класс ударных вечерней джазовой школы в ДК им. Володарского на Исаакиевской площади, где его учителем стал Николай Зарубин (в прошлом ZA, а тогда переходный состав САНКТ-ПЕТЕРБУРГА). Как результат, весной 1979 на свет родилась группа ПОДСОБНЫЕ РАБОТЫ, где на басу играл Саша Кубяк, а к 1984 на её основе возник СЕРЫЙ ДЕНЬ, где играли и Демидов, и Кубяк, и Куликов.

Интересно, что примерно тогда же, когда группа распалась, имя НА ЗАРЕ совершенно случайно взяла группа из Ломоносова, которая образовалась из пепла PERPETUUM MOBILE. Впрочем, и то, и другое это - отдельные истории.

Андрей Бурлака