Одни из наиболее ярких представителей второй волны групп, родившихся в стенах питерского Военмеха на рубеже 70-х, ЛОТОС за полтора десятилетия своей карьеры прошёл причудливым путём: от школьной самодеятельности до профессиональной сцены, от бита до арт-рока и харда и от кавер-версий чужих хитов до собственных песен; хотя через ЛОТОС за эти время прошло не так много участников, история группы распадается на два очень разных по составу музыкантов этапа.
Собственно, поначалу к Военмеху ЛОТОС имел довольно косвенное отношение. Основатель группы, Анатолий Новодран (р.9.04.51 в Ленинграде) начал петь в середине 60-х в обычной школьной группе. Его школьный приятель, Юрий Фролов, играл на клавишных - помимо средней школы, он занимался ещё и в музыкальной. Группа играла всё, что умела, и выступала, главным образом, в соседней жилконторе, которая служила им залом для репетиций. Окончив школу, Фролов летом 1969 подал документы в институт им. Бонч-Бруевича, а Новодран в Военмех, однако, они продолжали играть в своём ЖЭКе.
Следующей весной их группа приняла участие в конкурсе самодеятельности, заняв одно из призовых мест. После концерта к ним подошла компания ребят, которые участвовали в том же конкурсе, и предложила им объединить силы. После недолгой дискуссии союз состоялся. В состав группы вошли: Анатолий Новодран, вокал, Андрей Богословский, гитара, Владимир Луговцов, бас, Юрий Фролов, клавишные, и Сергей Сокольников, барабаны. Луговцов тоже закончил музыкальную школу и поступил в Корабелку, Богословский учился в Институте Киноинженеров, а Сокольников где-то ещё.
Поскольку ни у тех, ни у других не было хорошего названия, к его выбору группа подошла со всей серьёзностью, и лишь спустя несколько месяцев на репетиции прозвучало устроившее всех слово ЛОТОС. К тому времени группа ушла из жилконторы и - вызывая лютую ненависть соседей - репетировала в квартире Богословского.
Осенью 1970 Новодран договорился со студклубом Военмеха, и вскоре ЛОТОС переехал туда, начав выступать на вечерах отдыха в самом институте и его общежитиях, конкурируя с возникшими примерно тогда же ЗЕЛЁНЫМИ МУРАВЬЯМИ, ГУСЛЯРАМИ и т.д. Поначалу репертуар группы был на сто процентов импортным и опирался на материал THE BEATLES, но со временем Луговцов и Фролов сами стали сочинять песни на русском.
Весной 1971 ЛОТОС представлял Военмех на одном из общегородских конкурсов студенческой самодеятельности, где занял II место. С этого времени группа начала регулярно выбираться в город - Луговцов, в частности, устраивал им концерты в общежитиях Корабелки на Юго-Западе - а также играла в других институтах и кафе. Лето ЛОТОС отработал на танцах в Тярлево.
Так продолжалось до апреля 1972, когда Богословского выгнали из института и забрали в армию. Он не был особо сильным музыкантом, однако, без гитары ЛОТОСУ было явно не обойтись. Замену удалось найти почти сразу. Александр Новиков учился в т.н. "Промокашке" (институте ЦБП), жил в Ломоносове и репетировал с одной из тамошних групп. Его кандидатуру предложил знакомый с ним клавишник Дмитрий Маковиз, который учился в Военмехе и внимательно следил за успехами ЛОТОСА.
Новиков присоединился к ЛОТОСУ в мае, а на июль и август они устроились играть на танцах в Белогорку (тамошний клуб располагался в бывшей церкви) близ Сиверского. Маковиз, который продолжал играть со своей групой, пару раз приезжал за компанию с Новиковым. Как-то раз ему предложили сыграть на своём органе "Weltmeister" партию духовых в битловской "Honey Pie", после чего он тоже был приглашён в ЛОТОС.
Заметно прибавив в сыгранности и плотности звучания, с осени 1972 группа начала выступать ещё чаще. В их расписании значились концерты не только в Военмехе, но и в Бонче, Корабелке, Текстильном институте и т.д. Осенью 1973 состав ЛОТОСА вырос до семи человек, когда у них появился ещё один вокалист и клавишник Андрей Абрамов: школьником он дебютировал в составе известных в 60-е ВЕСТНИКОВ ПОП-МУЗЫКИ, а поступив в Военмех, пел и играл в ГУСЛЯРАХ (откуда, кстати, вышел будущий скрипач БОЛЬШОГО ЖЕЛЕЗНОГО КОЛОКОЛА и DDT Никита Зайцев).
Репертуар ЛОТОСА в это период был довольно разнообразен: в него входили "A Whiter Shade Of Pale" и другие номера PROCOL HARUM - что было очевидно для группы с двумя клавишниками, "Death Walks Behind You" ATOMIC ROOSTER, "Nights in White Satin" MOODY BLUES, "Into the Fire" DEEP PURPLE, пара вещей THE DOORS, неизбежные THE BEATLES, а также свои песни, в сочинении которых упражнялись Луговцов, Фролов, Маковиз и Абрамов (тексты). Среди них можно упомянуть блюз "Люби меня ясно" (на стихи Игоря Северянина!), рок-н-ролл "Пей томатный сок", балладу "Вёсла" и т.д.
Как правило, с осени до весны ЛОТОС играл в городе, а на летние каникулы подыскивал себе работу на свежем воздухе. Летом 1974, когда они работали в Елизаветино (за Гатчиной), Луговцов уехал на практику, и бас пришлось взять в руки Маковизу. На следующиее лето ЛОТОС перебрался в парк "Дубки" в Сестрорецке. Там-то в августе 1975 и произошёл великий раскол.
Луговцов и Новодран, между которыми случился какой-то серьёзный конфликт, поссорились, в результате чего первый увёз аппарат группы к себе домой, и ЛОТОС в одночасье распался. Затишье продлилось до середины осени, а потом точно так же раскололись ЗЕЛЁНЫЕ МУРАВЬИ, а их лидер Саша Шикуров позвал в новый состав Луговцова, Фролова и Сокольникова.
Предоставленные сами себе, Новиков, Маковиз и Абрамов тоже не собирались сидеть сложа руки и жаждали продолжения. "Когда мы увидели, что те трое не претендуют на название, то решили возродить ЛОТОС, - вспоминает Дима Маковиз, - С аппаратом мы тоже разобрались и вернули его себе". Их новым барабанщиком стал старый знакомый Маковиза Дмитрий Филиппов. Он закончил джазовую школу, но толком нигде не играл - репетировал дома и пробовал работать на танцах.
На поиски бас-гитариста ушла почти вся зима. "У нас их сменилось человек пять". Какое-то время с ЛОТОСОМ репетировал Яков Кохновер (экс-ПОСТ), но у него была постоянная работа в каком-то кафе, и он не рискнул сменить шило на проблематичное мыло. Наконец, после Нового Года должность занял Сергей Каравашкин - он тоже учился в Военмехе и достаточно долго играл в популярных LOOK AT YOURSELF.
Одно из первых публичных появлений второго ЛОТОСА состоялось на сэйшене с РОССИЯНАМИ в клубе "Дружба"; весной они несколько раз играли в Колпино (пока там не обосновалось ВОЗРОЖДЕНИЕ), а в конце апреля выступили вместе с МИФАМИ и АКВАРИУМОМ на сэйшене в "Кристалле", который организовал Юрий Байдак. Кстати, именно там состоялся питерский дебют МАШИНЫ ВРЕМЕНИ: её музыканты пришли на концерт как гости, по окончании официальной программы рискнули без объявления сыграть для друзей несколько песен - и ушли со сцены звёздами!
В июле 1976 ЛОТОС совершил короткий тур в Мончегорск. Каравашкин, который сдавал сессию, поехать не смог, и на басу опять играл Маковиз, а Абрамову по такому случаю купили простенький орган "Юность". Осенью Маковиз взялся за диплом, но группа продолжала выступать, а зимой случилось несчастье: возвращаясь домой, Каравашкин был жестоко избит пьяным соседом буквально в двух шагах от своего подъезда и, не приходя в сознание, умер.
На несколько месяцев ЛОТОС замолчал и вернулся на сцену только весной, когда Маковиз получил-таки диплом. Их новым бас-гитаристом стал Владимир "Гриня" Грищенко из распавшегося в то время ГОЛЬФСТРИМА. Он, правда, не задержался надолго и пару месяцев спустя воссоединился со своим коллегой по ГОЛЬФСТРИМУ Сергеем Курёхиным в джазовом комбо саксофониста Анатолия Вапирова. После пары других проб и ошибок Маковиз плюнул на всё и взял в руки бас сам.
Съехав из Военмеха, ЛОТОС нашёл базу в клубе "Прометей", находившемся почти напротив - на улице Егорова. Там репетировала соседская молодёжь, включая школьную группу СТРАННИКИ, которой ЛОТОС часто помогал словом и делом. (В 80-х СТРАННИКИ превратились в РОК-ОКО, а потом в ЗАСАДУ; ныне участники группы Костя Уткин (экс-БАШАКОВ-БЭНД) и Сергей Сандовский (экс-ПЕПЕЛ, НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ) - известные в Питере музыканты.)
Лето 1977 ЛОТОС встретил в Петергофе, откуда перебрался в Володарский, где клубом заведовал бывший саксофонист и флейтист САВОЯРОВ Юрий Иванов. Они заключили деловое соглашение, и Иванов стал не только играть с ними на танцах, но и подыскивать ЛОТОСУ подходящую работу (хотя творческая составляющая при этом неизбежно сходила на нет).
С осени они по три раза в неделю играли на подмене в ресторане гостиницы "Советская", в начале 80-х работали в гостинице "Спутник", а потом в кафе "Орешек" в Весёлом Посёлке и т.п. С подачи Иванова им время от времени приходилось аккомпанировать ресторанным певцам. Некоторое время в ЛОТОСЕ играл второй клавишник, но не прижился и исчез. Одновременно с этим зимой 1980/1981 Новиков пытался репетировать с возрождённой группой Q 69, но до концертов у них дело не дошло.
В январе 1985 ЛОТОС расстался с Юрием Ивановым и устроился в только что открывшийся после ремонта ресторан "Север". Абрамов вскоре ушёл, Маковиз вернулся за клавиши, а бас-гитаристом стал сооснователь МИФОВ Геннадий Барихновский. "Мы видели, что в "Европейской", где он работал со старыми кабацкими лабухами, Генка на глазах чахнет, - объяснял их выбор Филиппов, - поэтому решили поддержать товарища".
А в мае 1987, когда Барихновский с Сергеем Даниловым затеяли возродить МИФЫ, новым составом группы логично стали музыканты ЛОТОСА. Во второй половине 80-х и начале 90-х они много гастролировали по стране, записали три изданных большими тиражами альбома и выступали на телевидении, но к 1992 уставшие от кочевой жизни Маковиз и Филлипов ушли, чтобы заняться бизнесом, в чём вполне преуспели. Тем не менее, летом 2002 и 2003, когда МИФЫ собирались для ностальгических концертов, оба принимали в них самое непосредственное участие.
Луговцов, Фролов и Сокольников с перерывами играли в
ЗЕЛЁНЫХ МУРАВЬЯХ до
конца 80-х, а потом ушли из музыки и пропали из виду. Новодран расстался
с рок-н-роллом сразу после ухода из ЛОТОСА летом 1975. Новиков (который
закончил-таки свой ИЦБП) ещё в 1988 ушёл из
МИФОВ в
ЗООПАРК, однако, из
этого ничего не вышло. Абрамов в 90-х тоже занимался бизнесом, но при не
вполне ясных обстоятельствах был убит на улице летом 2001. Грищенко умер
в начале 90-х - предположительно, от проблем, связанных с наркотиками.
Записей ЛОТОСА не сохранилось.
Андрей Бурлака