Несмотря на замысловатое название, которое выдавало знакомство кого-то из её участников с античной философией, питерская группа ДЕМОКРИТОВ КОЛОДЕЦ родилась и провела большую часть своей недолгой истории в стенах ЛИИЖТ, Железнодорожного Института, где учились почти все её участники.
Один из основателей группы, Андрей Шаталин, приехал в Питер летом 1980 из Красноярска, где закончил музыкальную школу-семилетку по классам фортепьяно и гитары, а также играл в местной группе ИЛЛЮЗИОН. В том же году он поступил на строительный факультет ЛИИЖТ. Там, как и везде, был свой студенческий клуб, благодаря которому он познакомился с безымянной группой, состоявшей из студентов разных факультетов. Хотя сама она, по признанию Шаталина, была "полный порожняк", в ней играла пара неплохих музыкантов, Тимур Боджгуа и Эдик Иванов. Первый приехал из Тбилиси, где пел в группе МЦЫРИ, а второй из Североморска, до института собрал свою группу КРОССВОРД, а по приезде в Питер успел отметиться в ТЕХ.ПОМОЩИ братьев Шамаевых.
Следующей весной все трое встретились, озвучивая конкурс студенческой самодеятельности и, попробовав играть вместе, решили организовать новую группу. На первую репетицию она собралась в августе 1981 в общежитии ЛИИЖТ на "Горьковской" (близ Мечети) в составе: Андрей Шаталин, гитара, клавишные, Теймураз "Тимур" Боджгуа, гитара, вокал, Виктор Салтыков, гитара, вокал, Эдуард Иванов, бас, вокал, и Олег Фомичёв, барабаны. Салтыков тоже учился в ЛИИЖТ, но двумя курсами старше, а Фомичёв был земляком Иванова из Североморска (где они вместе играли в КРОССВОРДЕ), но поступил в Военмех.
Теперь уже невозможно вспомнить, кто и где вычитал выражение ДЕМОКРИТОВ КОЛОДЕЦ (древнегреческий мыслитель Демокрит был одним из создателей учения от атомизме, одной из основ современного материализма), но его виртуальный "колодец" (как "место, откуда даже днём видны звёзды") явно показался участникам группы отличным образом, отражавшим их творческие планы и амбиции.
И в самом деле, несмотря на сравнительную молодость, участники КОЛОДЦА имели приличную музыкальную подготовку; трое из них (Салтыков, Боджгуа и Иванов) обладали хорошими голосами и строили многоголосие, а Шаталин делал интересные аранжировки и чередовал гитару с клавишными (в этих случаях гитарные соло за него играл Салтыков). Ориентируясь на музыку YES, DEEP PURPLE, PINK FLOYD и отчасти LED ZEPPELIN, они сразу же начали сочинять свои номера в русле традиций британского арт-рока и прогрессива. В творческом процессе участвовали все, но если с музыкой у них особых затруднений не возникало, то тексты стали проблемой. "Мне приходилось сочинять какие-то стихи, - вспоминал Шаталин, - хотя я к этому никогда не чувствовал ни малейшей склонности. Что-то, вроде, приносили Тимур, Эдик и Витя, но, всё равно, слова песен оставались нашим слабым местом".
Они дебютировали на одном из осенних вечеров в институте и были приняты публикой более, чем благосклонно, после чего решили подать заявление в недавно открывшийся Ленинградский Рок-клуб. В ноябре 1981 ДЕМОКРИТОВ КОЛОДЕЦ успешно прошёл прослушивание (оно состоялось в каком-то подвале на Петроградской), а в следующем январе был принят в члены клуба. Вскоре после этого занятый учёбой Фомичёв ушёл, и за барабанами промелькнуло несколько человек, включая венгерского студента Лайоша, но только весной замена была найдена: Владимир Трофимов приехал в Питер из украинских Черновцов поступать в Институт торговли, а пятнадцати лет от роду уже сыграл несколько концертов с ансамблем ЧЕРВОНА РУТА Софии Ротару!
За время своего существования ДЕМОКРИТОВ КОЛОДЕЦ выступал на публике не часто: в мае 1982 они дали свой единственный концерт на сцене Рок-клуба (вместе с ДЖОНАТАНОМ ЛИВИНГСТОНОМ и ПЕПЛОМ), как-то играли на танцах в Бабкином Саду (Парк им. Бабушкина), разогревая зал для хозяев площадки, СОЮЗА ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК, и раза три-четыре веселили студентов в родном общежитии. Тем не менее, группа постоянно и много репетировала, сочиняя свежий материал и опробуя новые аранжировки.
Поскольку Шаталину было всё труднее совмещать гитару и клавишные (а ни Салтыков, ни Боджгуа не претендовали на лавры Блэкмора или Пэйджа), было решено пригласить в группу ещё одного музыканта. Так в середине 1982 в ДЕМОКРИТОВОМ КОЛОДЦЕ появился Павел Кондpатенко, в послужном списке которого к тому времени значился чуть ли не десяток групп, в т.ч. ВТОРОЕ НАЧАЛО, ГЕЛИКОН, ПИКНИК и МИР (с последней он вступил в Рок-клуб).
Осенью группа начала готовить новую программу, однако, среди музыкантов уже начались разногласия по поводу того, в каком направлении им следует двигаться. Основные споры, как правило, возникали между Пашей и Тимуром, в результате чего в апреле 1984 последний решил уйти. Пару недель спустя за ним последовал Салтыков, и ДЕМОКРИТОВ КОЛОДЕЦ распался.
Впрочем, в том же апреле Шаталин и Кондратенко по совету Президента Рок-клуба Коли Михайлова объединились с обломками распавшегося примерно тогда же ХРУСТАЛЬНОГО ШАРА Славой Задерием и Михаилом Нефёдовым. Коля придумал новой группе имя ДАФНА, но оно не прижилось и было заменено на МАГИЮ, из которой, как известно, на свет родилась АЛИСА. Кондратенко был её участником до осени 1988, а Шаталин до декабря 2003. Салтыков тогда же принял приглашение МАНУФАКТУРЫ, с которой стал лауреатом I Фестиваля Рок-клуба весной 1983, а позднее выступал с ФОРУМОМ и соло.
Боджгуа после эпизодического участия в группе КОНТУР (компания звёзд, среди которых были Евгений Губерман, Александр Ляпин, Александр Титов и т.д., зарабатывала на хлеб, исполняя смесь из рок-стандартов и эстрады на танцах во всё том же Бабкином Саду), влился в НОКАУТ. Вместе с ним был приглашён и Трофимов, но продержался в группе лишь месяц. В конце 80-х Тимур перебрался в Москву, сменил металл на поп-музыку и изредка мелькал в эстрадных солянках. В августе 1993 Боджгуа завоевал первое место на I телевизионном конкурсе молодых исполнителей "Москва-Ялта. Транзит-93", исполнив хит QUEEN "Show Must Go On" и свой "Счастливый день".
Остальные участники ДЕМОКРИТОВА КОЛОДЦА с музыкой, видимо, расстались.
Записи группы не сохранились.
Андрей Бурлака