Так уж получилось, что одной из первых вступив в Ленинградский Рок-клуб и имея все шансы попасть в плеяду его первых звёзд (одарённые музыканты, оригинальный репертуар и информационная поддержка), группа АМАЛЬГАМА ушла со сцены слишком рано, чтобы оправдать выданные ей авансы, однако, оставив едва заметный след в истории клуба, её участники позднее внесли существенный вклад в развитие масс медиа и культуры вообще.
АМАЛЬГАМА родилась в 1980, но история группы началась двумя годами, а точнее, двумя курсами раньше на факультете журналистики Ленинградского Университета. Один из её основателей, Игорь "Пух" Апухтин (р. 21.07.60 в Ленинграде), увлекался музыкой с детства. К моменту окончания школы он освоил подаренное мамой пианино "Zimmermann" и семирублёвую акустическую гитару сестры. В английской школе Игорь курсу литературы и романам Диккенса с Теккереем предпочитал песни Леннона и Маккартни, а к десятому классу освоил аккорды "Ob-la-di, Ob-la-Da", заодно выучив наизусть тексты и партитуры рок-оперы "Jesus Christ Superstar" и сюиты JETHRO TULL "Thick As A Brick".
Летом 1977 он поступил на журфак и, налаживая посредством гитары контакт с соучениками, начал искать потенциальных участников воображаемой покуда группы. Его однокурсник Андрей Хазунов, пришедший на журфак после пары курсов Консерватории, был крутым пианистом, но - их музыкальные вкусы не сошлись: Андрей тяготел, скорее, к джазу (что позднее не помешало ему на пару лет влиться в ДЖОНАТАН ЛИВИНГСТОН барабанщика Игоря Голубева).
Решение нашлось в 1979, когда на первый курс журфака поступили Дмитрий "СуперСид" Сидоров, Юлий "Юлик" Харитонов и Дмитрий "Борода" Жеребов. У Сидорова на руках оказалась приличная немецкая бас-гитара, а у Юлика - электрическая шестиструнка (тоже немецкая), на которой можно было сыграть как ритм, так и несложные соло. Жеребов притащил некую вариацию на тему электрооргана, который пришлось перенастраивать под факультетское пианино с двумя сожжёнными клавишами. Первые репетиции шли на ул. Верности, 10, дома у Пуха.
Времена были смутные, но на волне либерализма декан факультета выделил им под репетиции кладовку на шестом этаже рядом с женским туалетом. "Это была афёра с самого начала, - признавался Апухтин много лет спустя, - но когда тебе восемнадцать-двадцать лет, и ты веришь, что способен свернуть горы - ты их сворачиваешь, чёрт бы нас всех взял".
Поначалу ни барабанщика, ни денег на ударную установку у них не было, и группа, уже взявшая имя АМАЛЬГАМА, обходилась без неё. "Мы играли просто на гитарах и на клавишах, - рассказывает Игорь. - К тому времени подруга моей мамы, заслуженная артистка СССР, подарила мне акустическую гитару болгарского производства "Орфей", которая стоила сорок рублей - мою полную стипендию".
На ударную установку музыканты зарабатывали, устроившись грузчиками на торгово-закупочную базу Военторга - на краю Пискарёвки, между проспектами Непокорённых и Шафировским: таскали мебель, ящики, перекидывали тысячами упаковки с тетрадями. В итоге барабаны, купленные в комиссионном магазине в Апраксином дворе, обошлись им примерно в годовую стипендию. Барабанить пытались многие; у одного из них (его звали Павел) была сухая правая рука, тем не менее, он добивался интересного ритма. В конечном счёте пост занял друг детства Сидорова, Сергей Кудрявцев по прозвищу "Кнут".
Пройдя непременный ученический этап освоения классического наследия, к тому времени группа перешла на собственный репертуар. Сидоров приносил на репетиции своеобразные мелодии, Харитонов писал неглупые, поэтически зрелые тексты, Апухтин выкладывался в аранжировках.
АМАЛЬГАМА играла и на своём факультете (403-я аудитория, где состоялось её первое масштабное выступление жива до сих пор, и Игорь Апухтин время от времени читает в ней лекции, правда, без гитары), и на танцах в ПТУ, и в соседних школах. Выступали они даже в Большом зале Университета (для чего им катастрофически не хватало аппаратуры). Объективно говоря, свой материал группы для танцев не особо годился, её участников привлекала, скорее, психоделия, отчасти арт-рок (хотя их "Факел над миром" - жёсткая, тяжёлая риффовая композиция прекрасно вписывалась в репертуар), поэтому широкой известности она не добилась, зато приобрела реноме в меломанских кругах.
Возможно, именно поэтому 21 февраля 1981 АМАЛЬГАМА оказалось в ЛМДСТ на первом прослушивании в будущие члены Рок-клуба. Вместе с ними слушались РОССИЯНЕ, МИФЫ, ЗЕРКАЛО, ПИКНИК (они-то в итоге и играли на его открытии) и пара молодых групп. К этому времени у них появился свой светооператор, второкурсник ЛИАП Дмитрий Чернов.
Особого прока вступление в клуб АМАЛЬГАМА не дало: она продолжала давать камерные концерты и играть на не особо значимых для неё танцах, однако, в Университете вокруг неё сложился тесный круг друзей и поклонников, а её творчество вызывало интерес у знакомых по Рок-клубу, включая участников АБЗАЦА, ЗООПАРКА и т.д.
В первоначальном, можно сказать, золотом составе свой последний концерт АМАЛЬГАМА отыграла на сцене Дома Журналистов 14 июня 1982. Игорь Апухтин, защитив диплом, отправился по распределению в редакцию радиостанции ПО "Арсенал" им. Фрунзе. К тому времени у него с коллегами по группе возники разногласия насчёт её будущего, и расставание прошло тихо. Остальные участники продолжали учиться, сочинять стихи и музыку, и хоть редко, но играли.
В том же июне Юлик Харитонов по просьбе лидера ЗООПАРКА Майка Науменко принял участие в записи его второй (и возможно, лучшей) соло-работы "LV". В конечный вариант альбома, правда, вошла только одна песня, в которой он сыграл на гитаре ("6 утра"). На обложке Юлик был отмечен как участник мифической группы ВИННИ-ПУХ.
К старшим курсам профессия возобладала над хобби, но Харитонов и Сидоров поддерживали группу на плаву. Кудрявцев к 1983 пропал, и за барабанами появился Василий Филиппов: приехав в Питер из Черновцов, он поступил в ЛИТМО и до этого играл в группе тамошнего студенческого театра (к слову, с будущим бас-гитаристом ТАМБУРИНА Сашей Василевским). Жеребов тогда ещё появлялся на репетициях, но клавиши уже не нажимал. Позже он женился на женщине старше себя и ушёл в личную жизнь.
Репетировала АМАЛЬГАМА (а может, ВИННИ-ПУХ) в то время в клубе "Эврика" на Гражданке. Следом за Филипповым в её рядах появился ещё один гитарист, эстонец Эрик Соотес. К весне 1984, однако, и эта часть истории пришла к завершению. Филиппов, окончив ЛИТМО, без особого энтузиазма отправился по распределению в Брянск. Соотес выступал соло с классической гитарой, но с началом Перестройки занялся бизнесом, торговал лесом, в итоге эмигрировав в США.
Юлик и Сид тоже получили дипломы и пошли работать. Сидоров, в частности, оказался на Ленинградской студии документальных фильмов, благодаря чему там и был снят единственный клип группы, "Кис-кис Лапочка" с солирующем в кадре Харитоновым.
В конце 80-х, когда на всплеске перестроечного энтузиазма питерский рок переживал очередной бум, Харитонов и Сидоров организовали новую группу ХРОНИКА, которая играла ритм-энд-блюз, состояла уже не в Рок-клубе, а в Рок-коллегии, участвовала в её фестивалях, застала формирование клубной сцены Питера и распалась в начале 90-х.
Большинство бывших участников АМАЛЬГАМЫ состоялось в области масс медиа. Игорь Апухтин много лет работал ведущим информационных и публицистических программ на Ленинградском и Петербургском телевидении (ныне 5-й канал), занимался журналистикой и преподавал на родном факультете журналистики в СПбГУ.
Дмитрий Сидоров в 1986-1988 был редактором, а с 1988 режиссёром на ЛСДФ. В 2004 он окончил Высшую школу искусств в Карлсруэ (Германия), а с 2002 служил доцентом на кафедре режиссуры в Университета кино и телевидения. В историю Сид вошёл как режиссёр более десятка документальных фильмов, а его лучшая и признанная хрестоматийной работа "Взгляды. Феноменология" (2002) была отмечена наградами трёх кинофестивалей. К сожалению, он ушёл из жизни 23 марта 2016. Юлий Харитонов занялся бизнесом, оставив музыку в прошлом. Следы Дмитрия Жеребова с тех пор затерялись.
Среди тех, кто учился на журфаке вместе с участниками АМАЛЬГАМЫ, были Наташа Крусанова (в первой половине 90-х она снимала культовую программу "Ржавые Провода", открывшую широкой аудитории все сливки зарождавшейся в городе клубной сцены, а позднее участвовала в множестве программ и лент, посвящённых отечественному року, включая 4-серийный "Русский рок" питерского ТВ) и Михаил Грушевский (телепрограммы "Зебра", "Арт-Обстрел", фильм "Бриллиантовые дороги" о группе NAUTILIUS POMPILIUS и т.д.).
Записи группы, если они и существовали, никогда не были собраны в альбом
и не публиковались.
Андрей Бурлака